MENU

Фестиваль «Odessa Classics». Начало

2437 0

«Европейский фестиваль - для европейского города». Этот девиз Первого международного фестиваля искусств Odessa Classics отражает как идею проекта, так и затаенную мечту большинства одесситов - почувствовать себя наконец-то жителями европейского города. И дело тут скорее не в политическом присоединении к Евросоюзу, а в желании достойной жизни, в особой одесской гордости.

Сам бренд «Одесса» довольно уникален по своей сути. Немного городов в мире за столь короткий исторический промежуток своего существования смогли так громко о себе заявить. И если в русскоязычном мире Одесса - столица юмора, то в большом мире Одесса - это в первую очередь бренд классической музыки. Я как профессиональный музыкант, объездивший с концертами более 40 стран мира, это прекрасно знаю - и горжусь тем, что одессит. Правда гордость эта в основном посещает меня на очередных гастролях, когда я обсуждаю со своими иностранными коллегами уникальность одесской пианистической или скрипичной школы. Причем эти разговоры всегда легки и приятны, поскольку коллеги во всем согласны и не оспаривают меня - целый сонм великих музыкантов-одесситов во главе с великой тройкой «Рихтер-Гилельс-Ойстрах» является железным аргументом. Да и если покопаться, то у добрых 90% ведущих скрипачей планеты есть музыкальные «одесские корни». То есть - у Одессы есть уникальный бренд. И насколько же он используется городом? Я бы сказал - от силы на несколько процентов. Когда я нахожусь дома - размышления о понятии одесского культурного бренда часто приводят меня к неутешительным мыслям о том, что бренд остался мифом, который может уже скоро исчезнуть. На самом деле за последние десятилетия Одесса неуклонно скатывается в болото культурной провинциальности. Об этом одесситы очень не любят говорить вслух, но любой человек, хоть немного знакомый с жизнью европейских метрополий, легко подтвердит это.

И один из самых очевидных факторов, подтверждающих это - в городе не было фестиваля классической музыки категории «А». с 10 по 14 июня в Одессе такой фестиваль состоялся и по всем параметрам он оказался большим успехом, особенно учитывая то, что на него не было потрачено ни копейки государственных денег. К нам приехали реальные звезды европейской сцены - оперный бас Паата Бурчуладзе, скрипач Майкл Гуттман, культовые эстонские ансамбли «Хортус музикус» и «Арт джаз Квартет», выступали талантливейшие украинские артисты.

Состоялась премьера проекта «Искусство войны», который мы задумали и совместно реализовали с Владом Троицким - думаю, он стал центральным событием фестиваля, и его ждет большое будущее. Проект является кооперацией фестивалей Odessa Classics и «Гоголь феста». Кстати оба фестиваля роднит принцип их построения - это мультидисциплинарные проекты. Именно такой тренд сейчас присущ лучшим фестивалям мира - вот и мы захотели не отставать.

За 5 фестивальных дней прошло 14 мероприятий - и наряду с классикой звучала современная, старинная музыка, джаз; были театр, поэзия, юмор, современная хореография, открылись 3 выставки. (В том числе персональная А.Ройтбурда - в главной одесском академическом музее). Были проведены интереснейшие культурологические дискуссии и мастерклассы.

Одесская публика, заполнившая залы всех мероприятий, показала себя замечательно - она оказалась готова к новому формату фестиваля, и проявила себя как всегда теплой и эмоциональной. Все без исключения артисты были реально счастливы, а учитывая их широчайший круг общения на мировой сцене - новости о том, что бренд музыкальной Одессы жив и сам город полон атмосферой Мира и Праздника - разнесутся по разным странам.

Кстати о гостях - их было немало. Одна только эстонская делегация в почти сотню меломанов, политиков, крупных бизнесменов, журналистов посетила и фестиваль, и разнообразные мероприятия в городе и одесском регионе. Еще одно достижение - приезд нескольких влиятельных российских журналистов из «Эха Москвы», «Новой газеты» и др. Уверен, что их репортажи и прямые радиоэфиры с фестиваля сделали для контрпропаганды кремлевским рупорам больше чем можно себе представить.

Такой фестиваль - это не просто культурное событие. Это уникальная возможность привезти в город правильных туристов: на «Odessa Classics» приехали ведущие культурологи, из Прибалтики - миллионеры, люди, которые инвестируют в Одессу. Когда происходит такое мероприятие, ведутся разговоры о том чтобы инвестировать в город и дальше. Ведь Одесса - это туристический город. А развитие культурного туризма создает рабочие места, инвестиционный климат.

Я очень надеюсь, что следующий фестиваль будет поддержан местными властями на финансовом уровне. Потому что нигде в мире невозможно проведение серьезного фестиваля искусств только на меценатской поддержке. Да это и неправильно по своей сути - ведь современный мировой опыт доказывает, что хороший масштабный фестиваль всегда идет на пользу любому городу - и как правило власть это понимает и помогает таким проектам .

Фестивальный проект ODESSA CLASSICS начался очень успешно. Но то, что он смог состояться без господдержки - что то вроде чуда, такое может произойти только однажды. Будет ли будущее у фестиваля? Поживем - увидим. Я - оптимист. Наша цель попытаться в максимально короткий срок (3-5 лет) сделать фестиваль не только лучшим в стране, но и одним из самых ярких в Европе.

Алексей БОТВИНОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини