Украина будет жить по-старому и по новой Конституции?
Этим летом украинцам очень повезло. Со следующей недели перед поездкой на дачу - а некоторым счастливчикам и на море - не нужно будет мучительно долго подбирать, что взять с собой почитать в дорогу. Ну, конечно же, проект новой Конституции! Это весь предыдущий год для того, чтобы его увидеть, нужно было как минимум устроиться на работу в Венецианскую комиссию. Лето и осень прошлого года я поочередно расспрашивал знакомых специалистов по конституционному праву - не просто рядовых доцентов частных вузов, а профессоров, уважаемых не только в Украине, но и в европейских научных центрах и международных институциях, и все они знали о новом проекте столько же, сколько и я. Ну, то есть столько же, сколько до последней недели знали о нем вы. И вот, год спустя дож республики святого Марка наконец дал добро, и украинцев начали потихоньку готовить к неизбежному. Сперва мы, не чокаясь, отметили последний День старой Конституции, а затем нам показали новую. Не всю сразу, конечно. Как у наперсточника, проект мелькает в опытных руках: тут невзначай покажут уголок, там пару строчек. Наконец, очень символично - в День архитектуры Украины, текст представил Президент. И снова пообещал его передать. В самое ближайшее время. А пока на словах...
Не то чтобы я был сторонником всенародного обсуждения главного документа страны. Или принятия Основного закона как политического компромисса. Мы не можем себе позволить снова роскошь повторения конституционной эпопеи 1996 года, как не можем позволить себе принять документ, который придется менять под каждого нового президента, и уж тем более, под каждый фракционный расклад в парламенте страны. В последнее время я часто вспоминаю пример японской Конституции, написанной офицерами штаба генерала Макартура. Созданный в штабе оккупационной американской администрации на руинах рухнувшей империи, этот самым недемократичным способом составленный и принятый документ с момента его введения в силу 3 мая 1947 года без единой правки, в отличие от той же самой Конституции США, действует и до сего дня. И обеспечил не только восстановление разрушенных общества и экономики, но и десятилетия невиданного экономического процветания страны, до того видевшей величие лишь в стали ее линкоров и моторах ее истребителей.
В общем, дело, наверное, не в процедуре создания или принятия Конституции, и даже не в ее содержании. Дело в политической и правовой культуре, в понимании не только буквы, но и духа закона. В готовности политиков, чиновников и граждан соблюдать букву закона и воздавать должное его духу. В политической культуре Японии, как и в политической культуре Германии, это было и есть, несмотря на все ужасы пережитых их народами военного режима и тоталитарной диктатуры. В Украине же индивидуумами по-прежнему движет не закон, а целесообразность - политическая, финансовая либо просто же революционно-эмоциональная. Поэтому не столь важны процедура принятия и содержание нового проекта Конституции, сколько то, сможем ли мы наконец научиться жить по закону. Или же и дальше большая часть граждан страны будет прятаться от его лучей не только в экономической, но и в правовой тени. Будет жить по-старому и по новой Конституции.
***
Нельзя пожаловаться на отсутствие желающих привить культуру нашему народу. Не правовую, конечно, но хотя бы, какую получится. Пока министр культуры теряет время на диспуты вокруг нормативов ковриков и цвета штукатурки для подразделений возглавляемой им прачечной, за общественную мораль взялись народные депутаты. Разницы ведь никакой, - что Вячеслав Кириленко, что Анна Гопко, родом оказались из одних и тех же 1980-х, что бы там ни было написано у них в паспорте. Почему 1980-х? Министр-то - ладно. И слепому видно, что всей статью, всеми повадками он напоминает провинциальную номенклатуру эпохи упадка и разложения СССР. А вот молодая депутатка из Львовской области - это другой типаж того десятилетия - энергичный реформатор горбачевского призыва, эдакий Лигачев в юбке. Не помните? Ну, это, когда реформы подменяли ускорением, ускорение перестройкой, а перестройку - «сухим законом». Сейчас это снова востребовано.
Во всех отношениях полезный человек - Анна Гопко. Благодаря ей с 1 июля минимум полгода страна будет спасать небольшие пивоварни и винокурни, и ей будет не до других стократ более важных вопросов. Серьезные политические игроки признательны ей за создаваемый ею информационный шум, ее партия «Самопоміч» - за, как они считают, политическую рекламу: им представляется, что рейтинг партии растет вот из-за такой симуляции реформаторской активности, а не механически из-за обвала рейтинга «Народного фронта», - а также солидные инвестиции пивоваров в партийную казну. Крупные производители - за дешево доставшуюся монополию продавать отвратительное пойло, выдаваемое в нашей стране за пиво. А что же подростки? Как пили пиво, так и будут пить. Не на разлив, так из пластиковых бутылок. Собственно говоря, а кого на самом деле интересовала эта молодежь? Да и могло ли выйти иначе, если за вопрос продажи пива подросткам, который можно и должно решать на уровне местного самоуправления, берется популист национального масштаба?
Во многом наши новоявленные пуритане напоминают отечественных строителей коммунизма. Они тоже думают, что раз человека нового типа не получается перевоспитать, его нужно перековать. А перековать его, считают они, можно только запретами - табличками с надписями «Не заплывать!», «Не курить!», «Не пить!», «Не выражаться!». Декларируя на словах дерегуляцию экономики, на практике они собираются законодательно до мелочей регулировать не только экономическую деятельность, но и повседневную жизнь украинцев. Вот только, если эта метода не работала, даже будучи подкрепленной сталинской репрессивно-карательной системой, есть ли хотя бы малейший шанс на ее успех в сегодняшней Украине? Как и во второй половине 1980-х, заболтают и сдуют, как пивную пену, оставив в сухом остатке десятки тысяч семей без трудового дохода в самые мрачные дни экономического кризиса. Где они, болтуны горбачевской эпохи? Помнит ли их кто-нибудь еще? Как и от самой попытки тех реформ, остались одни лишь слова, которые одинаково звучат на русском и английском языках. И только украинцы тогда гордо перевели: «Перебудова».
***
Оглядываясь на минувшую неделю, нельзя напоследок не сказать хотя бы пару слов и на греческую тему. Греки - учителя Европы. И я даже не о том, что они впитали и переварили для нас культуры десятка более древних цивилизаций Средиземноморья, сформировав наши представления об архитектуре, театре, литературе, науке... Но главное, чему греки научили нас, это политика - в равной степени и демократия, и тирания, и даже монархия - дошла до нас в ее греко-римском варианте. Политика - вот то, что создало европейскую цивилизацию такой, какой мы ее знаем, а греческий обычай отправлять всех недовольных в колонии за три моря распространил эту европейскую цивилизацию на весь мир. Европа в равной степени обучилась как на достижениях, так и на ошибках древних греков. Сотни мелких, десятки средних и крупных полисов так и не смогли пренебречь мелочными дрязгами, тем самым подточив в бесконечных внутренних войнах свою экономическую и военную мощь и превратив ее в легкую добычу завоевателей. Сегодняшняя Европа избрала иные ценности, которые смогли поддержать пусть пока хрупкое, но все же единство в мире, где шанс на выживание имеют только крупные и зубастые игроки.
Сегодня Греция преподает всей Европе еще один бесценный урок - доселе неизвестный способ коллективного самоубийства целого народа путем принятия смертельной дозы социального популизма. Урок бесценный в первую очередь для стран восточной части континента, где еще живы иллюзии социального государства, но отсутствуют представления о социальной ответственности, о цене, которую рано или поздно придется платить за построенное в кредит благополучие. Финансовые, кредитные, политические пирамиды, к сожалению, пока ничему не научили большинство украинцев, все еще, как и греки, искренне верящих в то, что любой, даже самый глубокий экономический кризис можно преодолеть не упорным трудом, не сократив расходы донельзя, а просто отобрав деньги у богатых сограждан и переодолжив их еще у еще более богатых иностранцев. Между тем, от того, какой вывод мы извлечем из нынешней греческой катастрофы, зависит, встретимся ли мы с погружающимися греками через несколько лет на встречных курсах или мирно дождемся их на дне, где, как считают оптимисты, нам за последние несколько месяцев наконец удалось надежно заякориться.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки