Про ностальгию о советском детстве
Время от времени в сети дружно ностальгируют по советскому детству. Правда, вспоминают от силы два последних доперестроечных десятилетия . Это то, что осталось в памяти. Мало кто соотносит «счастливое советское детство» с повестями Приставкина или Лиханова. Почему-то лагеря для детей врагов народа, хлебные карточки, сиротство - это не советское детство. Это что-то отдельное. А любимое советское детство - это когда гудрон жевали, в резиночку прыгали и родители были молодые.
По советскому детству тоскуют не какие-нибудь условные «ватники», которые до истерики боятся общества социальной конкуренции и готовы весь мир взорвать, лишь бы не узнать правду о себе. Советское детство вспоминают с ностальгией и теплом большинство вполне адекватных людей, понимающих, что советская система и завела Россию в такой тупик, после которого ничего другого, кроме того, что сейчас имеем, мы иметь не могли.
И все-таки. С точки зрения ребенка, детство в тоталитарном обществе более счастливое, чем в обществе капиталистов-индивидуалистов. Потому что, у ребенка мышление дикаря из племени. Ему хочется, чтобы все сбились в кучку и не было страшно.
Тоталитарное общество, в мирном варианте расцвета, можно сравнить с большой семьей, в которой ребенок чувствует себя защищенным. Кто в детстве не любил гостей? И чтобы на несколько дней, дым коромыслом, дети визжат, пироги, раскладушки, ночевки на полу, взмыленная мама. Я очень любила. Еще любила когда летом расширенная семья семья с дядюшками и тетушками собиралась в большом доме.
Сейчас мне такого «счастья» хватает на двое суток. Мне шумно, ужасно, скучно, утомительно и трудно, но мои дети, в свою очередь, нуждаются в «большой семье». Хотя старшая дочь уже уходит и старается отстраниться от общины, а младший все спрашивает, когда кто к нам приедет.
У советского детства было совершенно четкое солнечное мироощущение. Надо понимать, что создавалось оно не удачной общественной системой, а вполне конкретными людьми, которым в других условиях не пришлось бы «прятаться» в нишу детской культуры. Идеологическая цензура выдавливала таланты в переводы или детскую литературу. В результате, наша переводная литература иногда превосходит оригинал, а детский кинематограф и мультипликация изучаются в лучших киношколах мира. Вряд ли в этом заслуга советсткой власти, скорее побочный эффект.
Еще была советская школа. Плюс куча бесплатных кружков, плюс система пионерлагерей - все вместе это здорово помогало родителям. Им не надо было думать, чем занять детей. Коллектив воспитывал и вообщем воспитывал правильно. Детям было весело, беззаботно и хорошо. Почти всем. Но было маленькое количество детей, которые страдали от коллектива, племенного мышления, общинных ритуалов. У них не было выбора. Им внушалось, что выбор - это всегда предательство. Таких детей было мало, многие из них даже не понимали, отчего им плохо. А большинство действительно были счастливы.
Поэтому сыграть сейчас на чувствах людей, возвращая им иллюзию советского детства, небольшой сложности технологии. Судя по тому, сколько людей на это ведутся, можно сказать, что у нас страна детей. Об этом и раньше писали умные люди, что у россиян детское мышление.
У Жванецкого, не помню в связи с чем, описывалась невероятно образная картинка: представьте взрослых со штыками в руках, которые стоят по кругу, штыки направлены вовне, а в центре круга безмятежные дети. Это про поздний СССР. А на другой картинке взрослые стоят как попало и оружие в разные стороны, между ними уязвимые дети. Это сейчас у нас так. Поэтому многим кажется, если развернуть оружие наружу, то все вернется. Не вернется. Дело не в оружие.
Лучше всего, это когда никакого оружия ни у кого нет. А все друг друга за руки от избытка чувств держат. Я не знаю, где такое есть.
Может в Новой Зеландии или Америке, а может на островах Новой Гвинеи. Я слишком мало еще живу в Европе, чтобы с уверенностью сказать, что вот здесь так. Детство в больших городах здесь закрытое, его не увидишь. В деревнях и маленьких городках похоже на наше советское. Мне так кажется.
Я не была на Кубе и не была, разумеется, в Северной Корее. Мне хочется посмотреть и узнать, как там живется детям. Я не о сытости.
Я о счастье. У детей это не очень коррелирует.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки