NewЕasternЕurope: Путин загнал Россию в угол
Около полутора лет назад Владимир Путин подписал закон об аннексии Крыма и Севастополя. В то время как захват украинского полуострова прошел быстро и без особых трудностей, разгоревшийся конфликт в восточной Украине оказалось гораздо труднее контролировать и направлять в нужное русло. Хотя, развязав необъявленную войну, Путину и удалось сорвать амбициозные планы Украины по интеграции в западном направлении - пока, по крайней мере, - ему не удалось минимизировать негативные последствия для своей страны. Обрушившиеся на Россию санкции, действие которых было усилено одновременным катастрофическим для российской экономики понижением цен на нефть, создали для нее крайне мрачную перспективу. Однако российский президент, по всей видимости, не смущается оттого, что попал в крайне неблагоприятную ситуацию, так сказать, в «идеальный шторм», и, судя по всему, не собирается менять свой курс.
Более 50% доходов в госбюджет России поступает из нефтегазового сектора Обвал цен на нефть с июньского максимума в $115 до сегодняшних $56 критично ослабили российскую экономику. По данным ING Bank, для того, чтобы сбалансировать бюджет, России необходима цена на нефть $80 за баррель. Если в течение следующего года она останется на уровне примерно $ 60, Россия гарантированно будет находиться в состоянии экономического спада ближайшие два года. Более того, перспектива выхода Ирана из изоляции и наращивание с его стороны добычи нефти, скорее всего, будет служить дальнейшему понижению ее стоимости, ведь как только была заключена ядерная сделка с Ираном, произошло очередное падение цен. Может быть, потребуется некоторое время и немалые инвестиции, однако иранская нефть, несомненно, вернется обратно на мировой рынок. И когда это случится, путинская Россия пострадает в первую очередь.
Еще больше усугубляет проблемы Путина тот факт, что долги российских регионов за последние три года выросли на целых 78%.
Причину сложившейся ситуации можно увидеть, если оглянуться назад на 2012 год. Тогда в Москве поднялась волна массовых антиправительственных протестов, и Путин, для того, чтобы решить проблему, издал указ об увеличении расходов на здравоохранение, образование и социальные услуги. Этот шаг привел к удвоению долговой нагрузки на российские регионы. Риск банкротства крупных регионов растет, повышая тем самым нагрузку на и так истощенный федеральный бюджет. Если учесть обвал цен на нефть и огромные расходы на армию, от которых Путин не желает отказаться, то становится ясно, что правительству будет крайне трудно оказывать регионам-банкротам необходимую поддержку.
Единственно возможным путем к снятию санкций для Москвы является полная имплементация Минских соглашений, подписанных в феврале 2015 года лидерами Украины, России, Франции и Германии. Правительством Украины недавно было выполнено требование Договоренностей о принятии конституционных реформ, по которым управление регионами передается в руки местных властей. Однако лидеры сепаратистов быстро отклонили инициативу, объясняя это тем, что, как сказал Денис Пушилин, представитель сепаратистов «ДНР»,«принятые реформы не предоставляют регионам достаточной автономии». В целом, принимая во внимание практически ежедневное нарушение режима прекращения огня, становится ясно , что все пункты Минского соглашения, предписанные к выполнению до конца 2015 года, вряд ли будут реализованы.
Невыполнение минских соглашений даст толчок новой волне санкций. Правительство США, похоже, уже готовится к этому. 18 июля появились сообщения о том, что Вашингтон намерен отказать России в кредитах, если Путин не выполнит свои обязательств в отношении Украины. В соответствии с уже действующими ограничениями, некоторые из российских компаний имеют доступ к кредитам на период до 30 дней, а выплаты по ним обычно длятся несколько лет. Согласно новым мерам, готовящимся к применению, период с 30 дней может быть сокращен до нескольких дней. В действительности это означает, что приближенным Путину олигархам придется возобновлять кредитные предложения каждую неделю, что окончательно подорвет надежду на прибыльность любого бизнеса, которому необходимо долгосрочное финансирование западных рынков. В то время как Европа пока воздерживается от блокирования российской стороне доступа к SWIFT- системе межбанковского клиринга, что можно сравнить с нанесением «стратегического ядерного удара», меры, которые готовы применить американцы, равнозначны «тактическому ядерному удару».
Перевод: Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки