MENU

Почему Саудовская Аравия решила дружить с Россией?

6396 1

Совет Безопасности ООН на днях одобрил сделку с Ираном по его ядерной программе, и теперь слово за Конгрессом США в сентябре, хотя, по большому счету, от его решения уже мало что зависит. Учитывая это, давние партнеры США - Израиль и Саудовская Аравия, которым эта сделка понравилась меньше всего, теперь лихорадочно думают над тем, как помешать усилению Ирана в регионе.

Израильтяне делают вид, что продолжают разрабатывать планы нанесения ракетно-бомбовых ударов по ядерным объектам Ирана. А саудовцы хотят лишить Америку значительной части своих будущих инвестиций, с размахом вложившись в другие страны, среди которых на первом месте оказалась Россия.

В июле этого года Российский фонд прямых инвестиций, с одной стороны, и суверенный фонд Королевства Саудовская Аравия, с другой, объявили о создании совместных инвестиционных структур. Через них саудовцы вложат в различные проекты на территории России $10 млрд. Предполагается, что и Россия будет вкладывать свои средства в Саудовской Аравии, однако цифры не называются.

Договориться об этом удалось месяцем ранее, 18 и 19 июня, на Петербургском экономическом форуме, куда во главе большой делегации чиновников и бизнесменов для встречи с президентом Путиным приезжал министр обороны Саудовской Аравии, сын короля Мухаммед ибн Салман.

Делегация под руководством начальника Генштаба армии Саудовской Аравии в эти же дни приняла участие в международном военно-техническом форуме в подмосковной Кубинке, проявив там во время осмотра выставки повышенный интерес к ракетным комплексам «Искандер».

Сейчас Саудовская Аравия мировой лидер как по расходам на импорт вооружений (более $6,4 млрд в 2014 году), так и по общим расходам на перевооружение и модернизацию своей армии (около $80 млрд в 2014 году, рост на 17% по сравнению с предыдущим годом).

Все могут короли и их сыновья

В апреле этого года принц Мухаммед ибн Салман, от которого, по моим данным, сейчас как раз и исходит инициатива наладить отношения с Россией, получил необычный даже для Саудовской Аравии недавно введенный титул преемника наследного принца. То есть он стал как бы запасным наследным принцем, что впервые в истории королевства открыло возможность для передачи монарших полномочий не от брата к брату, как это было до сих пор, а от отца к сыну.

С приходом к власти в январе этого года короля Салмана внешняя политика Саудовской Аравии стала более энергичной и решительной. Предыдущий король, его брат Абдалла, долго болел. Последние несколько лет его правления некоторые называют годами застоя в Саудовской Аравии.

79-летний Салман тоже, правда, слаб здоровьем. Однако, как рассказывают работающие в Саудовской Аравии иностранные дипломаты, ему сильно помогает один из сыновей - Мухаммед, который сразу после кончины предыдущего монарха стал министром обороны. Он энергичен, горяч, очень трудолюбив и любит неординарные решения.

Среди них - начавшаяся в марте этого года война в Йемене. Ее основной целью было прежде всего ограничить возрастающее влияние шиитского Ирана в регионе.

Суннитская Саудовская Аравия считает, что иранцы полностью держат под своим влиянием правительство Сирии, в значительной степени контролируют Ирак, чему, как ни странно, способствовало американское вторжение туда в 2003 году, а также сильно влияют на события в Ливане. Помимо этого, как полагают в Эр-Рияде, иранцы поддерживают тесные связи с шиитскими общинами в Бахрейне, Кувейте и Саудовской Аравии, да еще вот активизировались в Йемене.

Решение ударить по интересам Ирана в Йемене было смелым шагом, но пока еще рано судить, правильно ли он был сделан. Тем не менее принц Мухаммед ибн Салман уверен в своей правоте. И хотя Москва не одобрила действия саудовцев в Йемене и сильно расходится с ними в оценке событий в Сирии, принц Мухаммад тут же предпринял еще одно начинание - сближение с Россией.

Курс на это был взят в пику США, политику которых в президентство Барака Обамы арабы в большинстве своем оценивают негативно. Новая дружба американцев с персами разозлила как израильтян, так и арабских монархов. И теперь они готовят свой ответ.

Главная угроза для Саудовской Аравии

Арабы давно соперничают с Ираном за лидерство в регионе, но до сих пор всегда в этой борьбе пользовались безоговорочной поддержкой Штатов. А тут вдруг Вашингтон повернулся лицом к Тегерану. В Эр-Рияде не верят, что это лицо будет обращено и к ним тоже. Они понимают это однозначно: раз к Ирану лицом, значит, к Саудовской Аравии задом.

К тому же этот поворот в последние годы сопровождался откровенными заявлениями целого ряда американских политиков и экспертов о том, что Саудовская Аравия не имеет четкой исторической перспективы, так что ставка на нее уже свое исчерпала и далее неоправданна.

«Нужно оставить Аравийский полуостров в сфере влияния Ирана, но ограничить его прямой контроль над этим регионом, что, несомненно, поставит Саудовскую Аравию в числе прочих в крайне невыгодное положение», - еще в 2011 году написал в своей статье «Что делать Америке: помириться с Ираном и укрепить Пакистан» известный американский политолог Джордж Фридман.

В глазах многих американских либералов что Иран, что Саудовская Аравия, хотя один шиитский, а другая суннитская, - это все равно «исламские теократии», а значит, как объясняет еще одна знаменитость, Фрэнсис Фукуяма, «эти режимы - тупиковый путь развития и поддерживаются только благодаря огромным запасам нефти».

Однако Иран все же, как полагают в США, выглядит несколько увереннее и устойчивее. И вот уже даже президент Барак Обама, рассуждая с журналистом Томасом Фридманом о важности заключения ядерной сделки с Ираном, говорит о том, что «главная угроза для Саудовской Аравии - это отнюдь не Иран», а она сама, ее «внутренние проблемы», такие как «безработица и неустроенность молодежи» и «распространение радикальных идеологий».

Можно ли это понимать так, что в будущем США рассмотрят в Иране более надежного партнера по борьбе с терроризмом, хотя бы с тем же «Исламским государством»? Исключать этого нельзя, по крайней мере в оставшиеся полтора года президентства Обамы такой дрейф вполне возможен.

Остается только добавить к этому то, что США уже больше не зависят от поставок нефти из зоны Персидского залива, поскольку благодаря новым технологиям и росту собственной добычи, во-первых, меньше ее потребляют, а во-вторых, все в большей степени сами удовлетворяют свои потребности. К 2016 году импорт нефти в США будет составлять только 25% от всего объема, в то время как еще в 2005 году эта доля составляла 60%.

Чеченский мед и террористические списки

На таком фоне совсем неудивительно, что Саудовская Аравия ищет альтернативы многолетнему тесному партнерству с США. Однако может ли охлаждение с Америкой стать достаточной базой для выстраивания прочных отношений с Россией? Здесь есть некоторые сомнения, хотя, бесспорно, необходимо приложить много усилий для того, чтобы эти связи укрепились.

В современном многополярном мире диверсификация внешних связей - объективная потребность. Тем более кое-что за последние четверть века, если отсчитывать с восстановления дипломатических отношений между Россией и Саудовской Аравией в 1990-1991 годах, все же было сделано. За этот период Россия и Саудовская Аравия не раз то сближались друг с другом, то вновь отдалялись.

Первоначальный расчет на приток инвестиций из Саудовской Аравии сменился в Москве настороженностью и разочарованием после того, как в середине 1990-х годов различные саудовские организации под предлогом благотворительности стали откровенно поддерживать чеченских сепаратистов. Несколько таких фондов до сих пор находятся в черном террористическом списке, составленном российскими спецслужбами.

Саудовцы успокоились на этом направлении только тогда, когда поняли, что президент Владимир Путин сумеет поставить под контроль ситуацию на Северном Кавказе. Неприятный осадок от тех лет, однако, остался.

Новый приступ любви к России случился со стороны Саудовской Аравии сразу после террористических атак, совершенных «Аль-Каидой» в США 11 сентября 2001 года. Тогда 15 из 19 смертников оказались выходцами из королевства, не говоря уже о вдохновителе этих атак, лидере «Аль-Каиды» Усаме бен Ладене. В Америке заговорили о необходимости пересмотра отношений с Саудовской Аравией. В Эр-Рияде же тогда впервые задумались о налаживании полноценного сотрудничества с Россией.

И все же даже после этого ежегодный товарооборот между Саудовской Аравией и Россией едва дотягивал до $250 млн в год. А сейчас он составляет почти столько же лишь за первый квартал 2015 года, что тоже, впрочем, немного по сравнению с торговлей между королевством и Китаем или Евросоюзом, а тем более Америкой.

Настоящая серьезная попытка расширить сотрудничество была предпринята только в феврале 2007 года, когда президент Путин совершил официальное турне по трем арабским монархиям, посетив Саудовскую Аравию, Катар, Иорданию. Я в те годы работала в кремлевском журналистском пуле и в этом качестве принимала участие в том визите.

Размах планов впечатлял. Хотя, помню, члены российской делегации обратили внимание на то, что истребители, пролетевшие над аэропортом Эр-Рияда в честь приземления российского гостя, были опять-таки закупленными в США «Фантомами», а местный почетный караул бодро клацнул винтовками М-16 американского же производства.

Бизнесмены, собранные с обеих сторон, рассказывали тогда, как резко вскоре увеличится инвестиционное и торговое сотрудничество. Чеченские предприниматели, например, нахваливали свой мед, который действительно потом пошел на экспорт в Саудовскую Аравию.

Через полтора года после того визита, в июле 2008 года, впервые в истории развития отношений России и Саудовской Аравии в Москве было подписано рамочное Соглашение по военно-техническому сотрудничеству, что сделало юридически возможным подписание соответствующих контрактов.

Закрыв глаза на Сирию

Однако крупные проекты как в военно-технической, так и в нефтегазовой и других областях застопорились. И хотя несколько крупных компаний, такие как «Лукойл» и «Стройтрансгаз», все же смогли успешно выполнить несколько проектов, до масштабного сотрудничества дело не дошло.

А компания ОАО «РЖД» и вовсе затем лишилась крупного контракта по строительству участка железной дороги в королевстве, кто-то считает, что по причине политических разногласий, а кто-то - что из-за технических проблем, вызванных не совсем выверенной ценовой политикой еще на этапе участия в тендере.

Политические расхождения еще больше омрачили перспективы сотрудничества двух стран после того, как в 2011 году разразился кризис в Сирии. Саудовская Аравия сделала ставку на смещение сирийского президента Башара Асада, а Россия стойко воспротивилась этому.

И вот, как видим, только сейчас оба государства решили отставить сохраняющиеся разногласия в сторону и прагматично взяться за взаимовыгодное сотрудничество. Дорога эта непростая, препятствий будет немало, но это уже вторая (после 2007 года) по-настоящему серьезная попытка что-то сделать. Главы обоих государств обменялись приглашениями посетить друг друга с визитом. До конца года такое вполне осуществимо - либо король в Россию, либо Путин в Саудовскую Аравию, и очередность здесь не столь важна, важно - если хотят, чтобы на этот раз всерьез получилось - не затягивать.

Елена СУПОНИНА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини