Дорогая цена парадной показухи
Главный военный прокурор Анатолий Матиос на брифинге в Киеве 5 июля заявил, что Россия в прошлом году вторглась на территорию Украины для сдерживания сил АТО и недопущения окружения ими Донецка. Конечно, это и в прошлом году не было тайной, но прокурор Матиос привел конкретные цифры и факты, обосновывающие справедливость этого утверждения. Так, в приграничных с Донецкой и Луганской областями районах России была сосредоточена тяжелая военная техника и живая сила в количестве 30-40 тыс. военнослужащих. В период с 8 по 23 августа 2014 года по приказам начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова по позициям сил АТО в направлении Саур-Могила - Успенка - Амвросиевка с российской территории систематически осуществлялись массовые ракетно-артиллерийские обстрелы из установок «Град», «Смерч», «Ураган», и это подтверждено доказательствами. Для сдерживания сил АТО в направлении Иловайская и недопущения окружения Донецкая должностные лица Генштаба РФ осуществляли в это время, по словам Матиоса «формирование военной техникой, вооружением, боеприпасами в районе городов Иловайск, Шахтерск, Торез, Снежное Донецкой области». Ну а дальше, когда это не помогло, было принято решение осуществить вторжение отдельных частей и подразделений ВС РФ, дислоцированных в приграничных районах, на территорию Украины и марш в район Иловайская для военной поддержки террористов. Приказ российские командиры получили 24 августа 2014 года, затем на территорию Украины двинулись три батальонно-тактические группы численностью более 3,5 тыс. человек, которые имели на вооружении около 60 танков, 320 БМД, 60 орудий. В результате вторжения украинские войска под Иловайском были окружены регулярными подразделениями ВС РФ, а при попытке прорыва 29 августа попали в засаду.
Таковы факты, приведенные главным военным прокурором (я намеренно пытался пересказывать их максимально приближенно к несколько «засушенному» выступлению этого высокопоставленного госчиновника). Поэтому в связи с брифингом Матиоса возникают вполне закономерные вопросы.
Но сначала - цитата из ленты новостей газеты «День» (21.08.2014): «Я говорил сейчас со всеми командирами четырех добровольческих батальонов, участвующих в операции под Иловайском - батальона Нацгвардии «Донбасс», спецбатальона милиции «Шахтерск», «Азова» и «Днепра». Фактически они сейчас выполняют задачи вооруженных сил, которые должны быть поставлены перед бронетанковой или мотопехотной бригадой, практически не имея при этом тяжелого вооружения. Из 10 добавленных от ВСУ БМП осталось пять штук, и те практически без боекомплекта. Высокое качество и точность работы артиллеристов - это хорошее подспорье, но плотность огня для поражения всех группировок противника недостаточна на этом направлении. По мнению командиров, в Иловайске с ними воюют хорошо подготовленные отряды российских наемников, похоже, из кадрового состава российской армии». Это - слова советника министра внутренних дел Антона Геращенко. Дальше - цитата из статьи Юрия Райхеля «Ушли из Иловайска. Что дальше?» («День» 31.08.2014): «В основе произошедшего лежит вопиющая некомпетентность руководства АТО, его неорганизованность, неподготовленность высшего офицерского состава и ведомственная ревность вкупе с бюрократизацией<...>. Командиры скованы в решении тактических и стратегических задач какими-то политическими проблемами. <...>. Понадобилась взбучка от премьер-министра и давление на чиновный аппарат министерства обороны, чтобы разрешить передачу Национальной гвардии тяжелого вооружения. И понятно было, если бы его не хватало. Наоборот, склады полны, а на фронт не поступает <...>. Ситуация, когда батальоны в Иловайске в течение пяти дней (!) не получили достаточной помощи, вообще нетерпима. <...>. Нам уже приходилось отмечать, что Иловайск-Шахтерск - стратегические центры. За них сепаратисты будут сражаться до последнего, так как они - ключ к обороне Донецка. Элементарная логика подсказывала, что для решения поставленной задачи необходима концентрация сил и средств. Ничего этого сделано не было, результат, как говорится, налицо». Обратите внимание на даты: первая цитата - из публикации ДО российского вторжения, вторая - из публикации ПОСЛЕ этого вторжения, но обе, собственно, о тех же самых проблемах...
А сейчас самое время напомнить, чем прежде всего занималось командование ВС и Администрация Президента в промежутке между этими двумя публикациями. Они занимались военным парадом ко Дню Независимости. Мол, такой парад станет демонстрацией нашей силы и сигналом спонсорам террористов, что мы способны защитить свой суверенитет. Следовательно по Крещатику должны были пройти, среди прочих, полторы тысячи курсантов и полсотни единиц боевой техники - легкие бронемашины КрАЗ «Кугуар», БТР-3, военные тягачи, пушки и гаубицы. Как старший сержант запаса, знающий «механику» таких «показух», уверен: были еще два десятка запасных единиц техники и сотня-другая курсантского резерва. Усиленное питание, топливо, финансовые ресурсы были брошены на подготовку этого парада и военно-морского парада в Одессе, который должен был состояться в тот же день. Могут сказать - это же мелочь, несколько десятков единиц бронетехники и десятков пушек, а курсантов негоже бросать в бой. Но именно этих пушек и БТР в критический момент не хватило под Шахтерском и Иловайском (а вдобавок хотя бы нескольких десятков танков из резервов, которых хватало, но для них было мало горючего); что касается курсантов, то будущие офицеры - пусть это звучит и жестоко - должны быть обстрелянными и изучать «грамматику боя» не только теоретически.
А главное - у командования ВСУ и Администрации Президента в те кризисные дни оказались недопустимо смещенными ценностные ориентиры; более того - эти ориентиры оказались искаженными и у значительной части общества, поэтому предупреждение об опасности (они в августе 2014 года не раз появлялись на страницах и сайте «Дня») так и не были услышаны наверху...
Более того, российское командование заранее знало расписание Верховного главнокомандующего на 24 августа (утром - парад в Киеве, днем - парад в Одессе) и привычку «салонных генералов» капитально отмечать такие события еще во время их проведения. Поэтому именно 24 августа и был идеальным днем для запланированного заранее вторжения регулярных российских частей в Украину.
Могло ли такое вторжение начаться раньше, если бы не показуха с парадом, если бы все ресурсы были сосредоточены для полной блокады Донецка и его взятия? Да, могло бы. Но его эффективность оказалась бы ощутимо меньше. Даже несмотря на описанные Юрием Райхелем факторы. Хотя бы потому, что патриотические силы украинского общества не оказались бы расколотыми (а этот раскол стал фактом на почве отношения к проведению парада и до сих пор не преодолен, так как после катастрофы под Иловайском были подписаны Минские соглашения - 1, имевшие следствием поражение под Дебальцево, но это другая тема). Если бы не «парадная показуха», уверен, новые десятки тысяч добровольцев в августе 2014-го без тени сомнения пошли бы защищать Украину, и не нужно было бы, как иногда это делается, вылавливать на улицах мобилизованных...
А теперь - два вопроса из числа заданных автором этих строк в прошлом году в статье «12 вопросов Президенту Украины» (сайт «Дня», 08.09.2014): «В СМИ опубликовано сообщение о продаже Министерством обороны Украины огромного количества оружия, и далеко не только легкого стрелкового, как на внутреннем, так и на внешнем рынках на протяжении 2014 года. Это происходило в то время, как в соединениях ВСУ и частях Нацгвардии, в добровольческих батальонах не хватает оружия. Речь не просто о саботаже или коррупции, но и о том, что часть этого оружия могла попасть в руки террористов. Правда ли это и будет ли кто-то наказан за подобную деятельность? <...>. Когда стало известно о проведении военного парада 24 августа, часть экспертной среды резко выступила против этого. Мотивация этой негации была комплексной: отвлечение сил и ресурсов на показуху, потеря вследствие этого темпов наступления на террористов, неотправка подкрепления и тяжелой техники частям, штурмовавшим Шахтерск и Иловайск, резкое уменьшение поступления добровольных пожертвований на счет армии, раскол патриотической среды на почве отношения к параду. Несмотря на предупреждения экспертов, парад в запланированном объеме был проведен<...>. Уволены ли с должностей те персонажи, которые посоветовали Президенту «поднять дух армии» этим парадом?
Так не нужно ли главному военному прокурору Матиосу задать и себе эти - и похожие на эти - вопросы и вплотную заняться персонажами, которые в немалой степени способствовали успеху российских агрессоров в августе 2014-го?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки