Новая полиция и старые шины. Хотят ли украинцы порядка?
Новые полицейские стали испытанием для всех нас. Мы радуемся, что они остановили кортеж Григория Суркиса. Но то, что задержали находящегося за рулем Сергея Мельничука, не всем по нраву. Первый - олигарх, второй комбат. Первого «мало наказали», второму - «Аваков мстит».
Нам бы - две полиции. Одна - прессовать олигархов, другая - прощать героев. Или два закона - для своих и для чужих.
Кстати, олигархи от нас в этом плане мало чем отличаются. Только у них возможностей больше.
Едва наши полицейские птенцы начали летать, как появился первый камень преткновения. Стихийные «бабушки», торгующие картошкой в переходах, на тротуарах и газонах - дали копам отпор. Мол, и договориться со старой милицией было легче, и мест для торговли местная власть не выделяет и, вообще, «их на наши деньги одели - обули, а они тут пришли и душат!»
И народ «бабушек» поддержал. В лице народных депутатов, между прочим. Мол, нечего к голодающим старушкам приставать с их пенсиями крошечными. Полициянты отступили - пообещали довести до ведома Кличко претензии торговок. Те празднуют победу. Не везде правда, кое-где полиция проявила характер. Но частности проблемы не отменили.
«Лучше бы бандитов ловили», - комментируют прохожие.
Это - да. Но они ведь призваны еще и общественный порядок поддерживать. А значит, пресекать любые незаконные действия.
Уступили стихийной торговле - уступят где-то еще. Прослывут продажными и уважение у народа потеряют. В мусоров превратятся.
Поставили нашу новую полицию на шпагат. Загнали в когнитивный диссонанс.
Бабушки с картошкой не одинокими оказались. Торговцы мануфактурой из подземных переходов заволновались. Лишают их бизнеса, выселяют с насиженных мест, детей голодными оставляют - вещает по телевизору совсем даже не бабушка, а смуглый мужик лет 40. С характерным акцентом.
Многим их жаль. Хотя, если из-за хлама в подземном переходе пожар случится или еще какая непредвиденная ситуация, власть же и окажется крайней. Да и «куда полиция смотрела» обязательно скажут. А поскольку страна у нас воюющая, то непредвиденных ситуаций предвидится немало.
А потом и «кофевары на колесах» шины около мэрии зажгли. Им, дескать, мешают с их «улитками» на тротуарах торговать. Кличко, вроде как, с ними договорился. Только никто не знает, о чем. Правила торговли никто вроде бы не менял, самовары кофейные как стояли, так и стоят. А полиции что прикажете делать? Составлять протоколы? Или делать вид, что ничего не происходит.
Самая яркая демонстрация полной свободы - на Майдане, напротив Главпоштамта. Под знаком «остановка запрещена» отстаивается бесконечный ряд дорогих машин. И не краснеет со стыда, что правила движения нарушены. Полицейские патрули глаза отворачивают. А начальник киевской полиции тоже ничего не видит?
Давайте уже или штрафовать, или снимем запретительные знаки со столбов! Что-то одно нужно сделать. Иначе получается театр абсурда. Правила существуют, но то, что всем нельзя, отдельным можно.
И чтобы узнать, кому можно, полиция вынуждена звонить по высоким телефонам и спрашивать: имеет ли сей или иной патриций привилегии? Или он просто лось мордатый и взял всех на арапа. Звоночек за звоночком, вот так и привычка появится.
Если считаем, что запрет парковаться в центре нарушает права киевлян, давайте его отменим! И разрешим торговать всем на свете «бабушкам» там, где они пожелают.
Это не шутка. В Брюсселе, например, так и сделали. И потому всех гостей бельгийской столицы на вокзале встречают горы мусора, тучи пыли и летающих пластиковых пакетов. Просто на привокзальной площади разрешили стихийную торговлю, с которой живут многочисленные иммигранты. Сами они после себя не убирают, это делают коммунальные службы. Для коренных жителей - это неудобство, но они терпят - ради свободы и равноправия всех этносов, населяющих их родной Брюссель.
Давайте и мы разрешим. Тогда будет по справедливости.
Разрешим джипам парковаться на тротуарах, газонах, перед зебрами и на велосипедных дорожках. Превышать скорость и пересекать двойную осевую.
Покажем фигу тоталитаризму и разрешим пить спиртное в общественных местах, курить в троллейбусах. А еще материться на улицах. Отменим глупую норму, запрещающую громко веселиться и нарушать тишину фейерверками после 11 часов вечера (кто ее выполняет?)
Освободим собак от намордников, ошейников и поводков, и пусть они, друзья человека, гадят, где им вздумается.
Пусть родители не отвечают за малолетних детей, шляющихся по улицам. А подростки пьют вино в подворотнях по ночам. И киоскеры продают им без зазрения совести спиртное.
Давайте вернем человеку право мусорить на тротуарах, топтать клумбы, рубить зеленые насаждения, жечь костры в парках и мучать животных. Все равно за это никто и никого не наказывает.
Давайте позволим сносить памятники культуры, писать гадости на стенах церквей и осквернять могилы. Пусть люди свободно воруют канализационные люки, продукты в супермаркетах и цветы на клумбах.
Давайте разрешим всем переходить на красный свет, стоять под стрелой башенного крана и влезать в трансформаторную будку. Мы ведь свободная страна?
Говорят, во многих городах Индии вообще не существует никаких правил дорожного движения: автобусы, грузовики, рикши и велосипеды ездят каждый по какой хочет стороне, сигналят что есть мочи и переругиваются, а между ними пешеходы лавируют, и еще коровы беспривязные. И как-то все без больших ДТП обходится. А потому что договорились, что никаких правил нет.
ДТП начинаются там, где правила есть, и пешеход, веря в их незыблемость, ступает на зебру, а водитель пьян и свободен от условностей и потому въезжает в пешехода мерседесом.
Потому нам нужно договориться: или соблюдать, или нарушать. Но - всем одновременно, как в Индии. Единственный путь к этому - общегородской референдум. Нужны ли нам кофейни на колесах? Торговать ли бабушкам в переходах? Запретить ли эвакуаторы?
Разрешить ли справлять нужду в парадных и парках? И если мы, всем скопом, за это проголосуем - будем терпеть. А если против - давайте установим такое наказание, чтобы пьяный мажор за рулем год отдавал и не мог отдать долги за уплаченный штраф!
Западное общество, несмотря на махровый индивидуализм, не развалилось потому, что тамошние люди собственноручно, а не указами «богом даной» власти установили правила общежития. И дотошно соблюдают их не из-за страха наказания, а с ощущением гордости за свою принадлежность к избранной общности. Не так ли мы в семьях, придумав собственные традиции и ритуалы, с удовольствием, и считая это за счастье, их соблюдаем? А если нарушаем - распадается семья.
Когда ты сам придумал правила жизни, полиция перестает быть инструментом принуждения и наказания, а становится другом и помощником. И так же как жизнь гражданина защищена полицейскими, так и они сами защищены поддержкой и вниманием граждан.
У нас закон о местном референдуме так и не рискнули принять. Элите он по вполне понятным причинам не нужен. А плебс боится.
Потому что привык к двоемыслию: напоказ он очень законопослушен и проголосует за порядок, а когда никто не видит, считает за доблесть нарушить. Нарушать собственноручно установленные правила как-то не с руки. Идиотом будешь выглядеть. И на власть не свалишь.
Общественный порядок, как говорят теоретики, это «нормы сосуществования неопределенного количества людей не связанных друг с другом ничем, кроме как нахождением в определенном публичном месте». Неспроста известный психолог Владимир Лефевр заметил, что поведение большинства наших сограждан меняется, стоит им приехать в Европу. Хамство как рукой снимает, становятся такими законопослушными, что хоть к ране прикладывай. Место обязывает.
А у нас, как говорят специалисты, даже закона специального «Об общественном порядке» нет - отдельные нормы раздерганы по разным нормативным актам. И сфера, в которой он действует, до сих пор туманом покрыта. На сей счет вечные дебаты идут.
Например, понятия «правопорядок» и «общественный порядок» - это одно и то же? Или в первом случае мы следуем исключительно закону, а во втором - еще и традициям - культурным, моральным, религиозным? И должна ли в эти деликатные сферы вмешиваться полиция? И нарушение ли это общественного порядка, если муж и жена ссорятся с применением рукоприкладства? Это их частная жизнь или уже общественная? А если ссорятся не у себя в квартире, а в такси?
И что стоит за понятием «публичное место»? Торговый зал супермаркета или кафе - это публичное место или частная собственность?
Если публичное -почему тогда охрана супермаркета не разрешает телевидению вести там съемку?
И еще. Считать ли нарушением общественного порядка драку депутатов в сессионном зале Верховной Рады? Если да, то в праве ли начальник столичной полиции выписать слугам народа штраф на кругленькую сумму? А если нет, то почему драка «не-депутатов» в том же помещении считается хулиганством?
Ключевой для нас вопрос: жечь шины - это нарушение общественного порядка или проявление гражданской позиции? И позволено ли это только политическим партиям или владельцам сети кофеен на колесах тоже? Демократия - так для всех! И почему жечь шины это хорошо, а жечь опавшую листву в парках - плохо?
Помните видео из Youtube, где пьяный дебошир пытается заехать полициянту кулаком в лицо? А тот его нежно так уламывает. «Слабак,- скажет обыватель, доедающий у телевизора коробку чипсов.- В Америке за нападение на полицейского лет пять дадут, да и коп не церемонился бы - кольт в рыло и был бы как шелковый».
Для того, чтобы наши полицейские вели себя так же, они должны быть уверены, что общество ни при каких обстоятельствах не станет на сторону дебошира. И что со сменой министра они не попадут в опалу. Они должны знать, что недавно принятый закон не изменят в срочном порядке, и их, полицейских, не выставят исполнителями «преступных приказов». Иначе кто в таких правовых и моральных тисках будет фанатеть?
Если мы бросим нашу новую полицию на произвол судьбы, и она переродится со временем в тех же старых мусоров, то это не их вина.
Это значит, мы, общество, не выдержали испытания.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки