Российско-украинская война: накануне осеннего обострения
Конец августа и наступающая осень - время традиционного «осеннего обострения» имперско-шовинистическо-милитаристского угара в Кремле, а следовательно и в России в целом. Именно в этот период в РФ случаются социальные потрясения, как это было в 1993 году. В этот же период, что стало традицией - Россия начинает свои войны, как внутренние, так внешние агрессии, так было и в 1994-м, и в 1999-м в Чечне, и, наконец, в 2008 году - агрессия против Грузии. И если вспомнить тяжелый 2014-й год, то именно в конце августа Россия приступила к массовому вводу своих войск в Украину, оккупировав часть Донетчины и Луганщины.
Можно сказать, что еще никогда ранее Россия не была так готова к подобным действиям, как сейчас. Речь, конечно, о состоянии российского общества. Последние события августа это хорошо показали. Оставим в стороне мелочи, направленные на создание оснований для лоббирования российских интересов в парламентах Европы и Конгрессе США, например, явную провокацию у стен российского посольства в Киеве. Это действительно мелочь. Важнее другие действия и реакция на них российского общества - приговор украинскому кинорежиссеру Олегу Сенцову и украинскому политическому и гражданскому активисту Александру Кольченко. Их приговорили к 20-ти и 10-ти годам тюремного заключения соответственно.
В Украине этот приговор вызвал шок! Нет, украинцы не питали иллюзий относительно судилища над своими гражданами в России, но сам приговор их несомненно потряс. В то же время в России, основная масса народонаселения даже не знает, кто же такие эти Олег Сенцов и Александр Кольченко. Все обсуждение данного российского варварства сосредоточено в социальных сетях и, в основном, в интеллектуальной среде (даже не важно - «за» или «против» приговора выступают эти интеллектуалы). Остальной народ российский просто не в курсе, «чо там у них в Москвах» творится...
Особый цинизм данному приговору придает условно-досрочное освобождение из-под стражи «сердюковской амазонки», новомодной «гламурной поэтессе» Евгении Васильевой. «Амазонка» отбывала свой срок за казнокрадство в особо крупных размерах, приведшее к подрыву обороноспособности России и усугубившее плачевное состояние российских вооруженных сил и военно-промышленного комплекса. Правда говорят, что и срока она фактически не отбывала, и свобода ее была ограниченна весьма условно.
Думается, что как раз данные акции - осуждение Сенцова и Кольченко на фоне освобождения Васильевой - лучший социологический опрос на тему поддержки российским народонаселением «партии и правительства». Результаты весьма показательны - украинцев «в крепость на хлеб и на воду», а свою «боярыню» на свободу. Хотя, судя по материалам следствия по Васильевой, - сидеть бы ей на пожизненном, по совокупности всех улик против нее.
Да и проблемы экономики подстегивают Россию к последнему рывку, как говорится из последних сил. Падение цен на нефть и как следствие падение цен на газ - подрывают основы товарно-сырьевой экономики. А отсутствие внутренних российских резервов и внутреннего экономического и человеческого потенциала - ставят крест на амбициозных планах кремлевских мечтателей «о мировом господстве».
Именно поэтому в последний месяц так активизировались бандформирования на Донбассе, как в погонах военнослужащих российской армии, так и навербованные из числа «диких гусей» и донбасской шпаны. Все подводится к «срыву» Минских договоренностей и оказанию всяческого давления на украинское руководство. Например, по итогам «нормандской» встречи, инициированной Петром Порошенко - от Украины потребовали изменения Конституции и наделение террористического, оккупированного Россией Донбасса особым статусом. Это в перспективе порождает опасные прецеденты, как для самой Украины, так, впрочем, и для безопасности Европы.
В Украине создается прецедент «коридора возможностей» борьбы местечковых деятелей за обособленность от центральных властей. Все это конечно может быть реализовано не в донбасском сценарии, но приведет к фактическому раздроблению и ослаблению Украины. Для Европы источником опасности станут не только агрессивные амбиции Кремля, но и разодранная на удельные княжества Украина, наведение порядка в которой будет требовать от Европы больших затрат. Это не говоря о том, что возникает новый источник и криминальных, и террористических угроз.
Почему так произошло - вопрос весьма серьезный. Во-первых, это объясняется экономическими проблемами самой Европы, не желающей терять российский рынок сбыта своих товаров, свертывания экономического и технологического сотрудничества. Не секрет, что и Франция, и Германия, и даже Италия - испытывают проблемы с инвестициями. На фоне этого они в силу санкций вынуждены свертывать российско-ориентированную часть своих экономик. Да, казалось, в общем объеме ВВП этих стран, это мелочь, несколько процентов, но ведь на фоне своих собственных проблем и нестабильности экономического положения в Европе, эти самые проценты могут сыграть роль пресловутого «эффекта бабочки». Могут ли Ангела Меркель и Франсуа Олланд позволить себе такой риск - нет, конечно, нет!
Однако заметим, что стремление «задобрить» Владимира Путина, вернуть его в «лоно» привычных партнерских отношений таит в себе не меньшие опасности. Вряд ли уступки кремлевской клике приведут к отказу от ее агрессивных планов, совсем наоборот, с восточным коварством это будет расценено, как проявление крайней слабости. А аппетиты России вырастут еще больше, чем были до этого. Там на горизонте и Кавказ, и страны Балтии, и Восточная Европа, да и Ближний Восток. Все эти регионы традиционно входили в сферу алчных российских интересов, со времен Петра I.
Во-вторых, вырисовывается перспектива военной операции НАТО против России. Пока это только заявления американских политиков, например, бывшего посла США в Украине Джона Хербста. Европа хочет выскочить из этой потенциальной ямы до того, как ситуация станет необратимой. Союзнические обязательства в рамках НАТО сделают именно Европу основным тылом или театром военных действий. Такая перспектива пугает европейских политиков. Европа не хочет быть втянута в войну и последующее решение российских проблем.
Дело в том, что у России нет шансов в открытом противостоянии с НАТО. Иначе бы война в Украине уже давно велась бы как в Грузии - «принуждение к миру». Поэтому Россия всячески отрицает свою причастность к войне на Донбассе. Это элементарный страх кремлевской клики перед перспективой быть раздавленной и лишенной своей неограниченной власти на 1/8 части суши. В этом ключе ни сама Россия, ни тем более Европа не заинтересованы в открытой войне. Именно поэтому Европа неохотно идет на военно-техническое сотрудничество с Украиной. Не желают европейцы быть втянутыми еще и в войну, на фоне всех своих проблем.
В-третьих, немаловажным фактором является фактическая пробуксовка политических и экономических реформ в самой Украине. По крайней мере, можно говорить об очень медленных реформах. В первую очередь вспоминается проблема управленческая - смена элит. Сюда же примыкает и проблема украинской коррупции, как одной из тормозящих улучшения инвестиционного климата в стране. Что характерно - европейская оценка состояния в данной сфере в целом совпадает с оценкой со стороны этого же вопроса самой украинской громадой. К сожалению, данная проблема не только не решена, но и нет пока заметных подвижек в этой сфере. В результате Украина за последний год не стала хотя бы частичным компенсатором европейских потерь на российском рынке. Хотя, конечно, не все так уж печально! Но объективная оценка состояния именно такая... Еще одним фактором, но уже внутриукраинским, является растущее социальное недовольство украинской громады сложившейся ситуацией в стране в целом. В этих условиях подталкивание властей Украины к конституционной реформе в стиле «федерализации» может сыграть роль детонатора социального взрыва. И это на фоне всех остальных украинских проблем. Цена такого «мира» слишком дорога для Украины, что бы вот так скрепя сердце принять его. С другой стороны, нынешнее положение дел является камнем, тянущим Украину к социально-политическому дну. Дилемма, которую требуется разрешить: ни мира, ни войны, а нужен мир...
Одним из вариантов решения этой проблемы является временный отказ от оккупированной части Донбасса для накопления необходимых ресурсов, с тем чтобы в дальнейшем его обратно интегрировать. Прецедент уже есть - оккупированный и аннексированный Россией Крым, решение по которому Украина пока отложила, предоставив полуострову возможность накопить внутренние проблемы стимулированные еще и общероссийскими. Все это написано не с целью вогнать в уныние. Это всего лишь анализ всей нынешней сложной ситуации. Проблемы серьезные и их не решить с наскока. А самое важное - нельзя способствовать реализации российских планов по дестабилизации ситуации в Украине.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки