Пять фактов о списании украинского долга
27 августа премьер Арсений Яценюк сообщил, что частные держатели украинских долговых бумаг согласились списать 20% долга и отсрочить выплаты по долгу на четыре года взамен на повышение процентной ставки с 7,22% до 7,75% и взамен на еще одну интересную ценную бумагу - Value Recovery Instrument (VRI). Эта бумага принесет кредиторам деньги только в случае роста украинской экономики темпами выше 3% после 2019 года. При этом ВВП страны должен быть выше 125,4 млрд долларов США (на конец этого года ожидается всего 84,3 млрд долларов США).
И хотя подробности сделки были опубликованы на сайте Минфина, она вызвала целую волну отзывов в медиа и экспертном сообществе. Одни говорили, что Кабмин провалил переговоры, другие - что скидка слишком мала, третьи - что Украина даже не сможет выполнить требования МВФ о высвобождении 15,3 млрд долларов США на время действия программы (в Минфине считают иначе). Хотя и хороших отзывов было много.
Большинство экономистов, которые высказались по поводу списания части долга, сходятся во мнении, что сам по себе факт сделки - хорошая новость. 20% списания - ожидаемый компромисс. И почти все критикуют бумаги VRI, привязанные к темпам роста ВВП после 2019 года. Эти бумаги слишком непредсказуемы. Если вдруг ВВП Украины после 2019 года будет расти бурными темпами по 5-10% в год, то Украине придется выплатить кредиторам намного больше, чем они нам сегодня простили.
Впрочем, после всех новостей и рефлексий, осталась некоторая недосказанность. Попробую восполнить этот пробел и привести пять фактов о списании части долга, которые остались незамеченными.
Факт №1. Списание касается только части долга
Некоторые СМИ поспешили заявить о списании 20% всего внешнего долга Украины, хотя это не так. Кабмин договорился с кредиторами, которые владеют долговыми бумагами Украины на сумму более 9 млрд долларов США (из нескольких серий долговых бумаг на общую сумму 18 млрд долларов США). С остальными еще предстоит договариваться. По некоторым сериям долговых бумаг это будет легко сделать, так как больше 75% их держателей уже согласились на сделку, а остальные не смогут ее заблокировать. По некоторым сериям бумаг еще будут идти переговоры.
Самая сложная ситуация - с так называемым "российским кредитом" на 3 млрд долларов США. Россияне уже заявили, что не собираются прощать Украине 20% долга. А украинские чиновники заявили, что не смогут предложить россиянам лучших условий, чем остальным кредиторам.
Объявленная правительством сумма списания 3,6 млрд долларов США - это списание 20% от 18 млрд долларов США, а не от 9 млрд. Впрочем, скорее всего чиновники смогут договориться о списании объявленной суммы. В случае списания долгов по гарантированным государством валютным долгам госпредприятий и по долговым бумагам Киева, сумма экономии достигнет 3,8 млрд долларов США.
Факт №2. Дефолт таки будет
23 сентября Украина должна будет выплатить 500 млн долларов США по долговым бумагам, но делать этого не будет. В это время страна будет занята выпуском новых долговых бумаг вместо предыдущих. Технически это будет считаться дефолтом. Однако никаких катастрофических последствий не будет, ведь основная часть кредиторов и правительство уже договорились о списании части долга.
Факт №3. Переговоры стоили денег
Правительство очень громко говорит об результатах переговоров, но очень тихо - о цене этого результата. В январе Кабмин нанял французскую компанию Lazard Frères SAS для ведения переговоров с кредиторами. Финансовые советники рисковали ничего не получить в случае провала переговоров, но в случае успеха их ждет вознаграждение в 0,18% от суммы "сделок с государственным долгом по государственным внешним заимствованиям и гарантированным государством долгом по внешним кредитам, обслуживание и погашение которых осуществляется за счет средств госбюджета, путем обмена (изменения условий привлеченных займов), выпуска и продажи долговых обязательств государства" (распоряжение Кабмина №130-р от 11 февраля 2015 года). Таким образом финансовые советники уже заработали не меньше 16,2 млн долларов США (0,18% от 9 млрд долларов США), и продолжают зарабатывать дальше.
В их защиту можно сказать, что в случае с коммерческими долгами речь идет о вознаграждении 0,3-0,5% от суммы, хотя и суммы там совсем другие. Кроме того финансовые советники без какого-либо аванса взяли на себя все текущие расходы по ведению переговоров, рискуя в итоге вообще ничего не получить за свою работу.
Факт №4. Никто не знает, какими будут темпы роста ВВП Украины
Критики правительства говорят, что главная "зрада" - это ценные бумаги VRI, привязанные к темпам роста ВВП Украины. Платить по этим бумагам придется в 2021-2040 годах. Уже это само по себе плохо - чиновники перекладывают долговое бремя на будущие годы.
Если вдруг ВВП Украины к 2020 году достигнет 125,4 млрд долларов США, а затем начнет расти быстрыми темпами, то первые пять лет кредиторы смогут получать максимум по 1% ВВП по этим бумагам (это уже больше 1,254 млрд долларов США каждый год), а еще 15 лет после этого - по 40% от прироста ВВП свыше 4%. И тут уже никаких ограничений, даже если экономика будет расти год за годом по 10%.
Минфин "успокаивает", что по оценкам МВФ, ожидаемые платежи по VRI составят 0,3% в 2021-2025 годах и 0,6% ВВП в 2026-2040 годах. В общем, эти премии не кажутся черезмерными.
Правда же состоит в том, что никто не знает, что будет с экономикой Украины через пять лет, не то что через 25. И судить о доходности бумаг VRI заранее очень сложно. Понятно только, что теперь кредиторы будут заинтересованы в быстром росте украинской экономики.
Факт №5. Верховная Рада может сорвать сделку
Несмотря на согласие Кабмина и кредиторов, несмотря на поддержку МВФ, сделку должна освятить Верховная Рада. И это - один из рисков. Последние события в Раде говорят, что под куполом брожения, формируется новая коалиция. Найдет ли правительство голоса?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки