Почему попы уезжают из России
На публику они говорят одно, а между собой куда проще. В 80-ые рвались за границу, поскольку уровень жизни и свободы там воспринимался как притягательный. Даже в Панаму и Гондурас рвались. Один поп на страну, начальство далеко, доходы от прихожан и помощь от РПЦ. Хорошо быть себе хозяином.
Сейчас возникла иная проблема. Наштамповали в расчете на поголовную христианизацию столько попов, что денег уже откровенно на всех не хватает. Тем более, расслоение по доходам среди высших и низших в церковной среде традиционно неприличное. Когда я преподавал в Свято-Тихоновском институте, то был поражен разницей между нищей зарплатой рядовых преподавателей, высоким, раз в семь большим окладом завкафедрой и тоже в разы большим доходом начальства.
Народ же у нас мыслит вполне логично - церковь нам не во благо, а в духовное подавление во благо власти, пусть тогда власть сама платит попам. Церковь же во имя повышения своего статуса занимается приписками количества прихожан. Иначе власти непонятно, какой с неё навар в смысле количества опиума для народа. И тут попам пришлось вспомнить про самое главное - попы имеют право подрабатывать за счет светских видов работы.
Идея не нова. Ещё мой прадед до революции обзавелся токарным станком по дереву и хорошо зарабатывал в селе столярным мастерством. Конечно, у него был надел, он также пахал землю, держал пару коров и пару лошадей, причем для пахоты хватило бы одной, но часто приходилось выезжать на дом к прихожанам. Да, перестройка начиналась с обещаний красивой жизни, когда поп не пашет и не сеет, а живет красиво. Но логика штамповки попов для населения сама возродила старую идею - работать в светских областях занятости.
И тут оказалось, что лучше всего для этих целей подходит заграница, например, Германия. Там стабильнее заработки, лучше с законностью, там нет наездов местных авторитетов. Ведь светские заработки могут включать в себя светских бизнес, а он не под защитой власти.
Заодно выявилось преимущественное положение попов. Даже в нищей Панаме местные эмигранты хоть немного, но за воскресную службу заплатят. А это равносильно социальному обеспечению, которого обычные эмигранты часто лишены. Плюс знакомства и связи, помогающие самому попу, детям и попадье найти работу. Получается пусть не обязательно роскошная жизнь, зато стабильность и чувство относительной независимости.
Совсем хорошо то, что ссориться с уехавшим попом для РПЦ часто невыгодно. Свой, блатной поп и дома хорошие деньги имеет. Ему приход в тридцать-пятьдесят человек не нужен. Он не желает работать на фирме или занимать подработками. Приходится мириться с уехавшими, чтобы не сбежали в православную церковь эмигрантов, которая от РПЦ толком не зависит. Ведь эмигрантам в большинстве своем даже приятно, что их поп, не работая на Кирилла, автоматически не работает на кремлевскую администрацию. РПЦ отчетность, а уехавшему попу независимость от церковных вымогателей.
Бегство попов от нищеты за границу в целом можно оценить как положительное явление. Познакомившись с церковной жизнью изнутри члены семей за границей теряют не меньше интерес к церковной жизни, чем внутри страны. Зато они получают более достойную жизнь. Сами попы освобождают места для новой порции неудачников от церковной жизни собственно в России. Контакты позволяют шире видеть мир как в РФ, так и за рубежом. И главное - попам-то хорошо, но никакое нашествие российских попов за границу не сделает русских эмигрантов более религиозными. Зато перед глазами живая агитация против мифа о сладкой жизни в РФ.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки