Верноподданый отца русской демократии – Гадик Колесниченко, разрыдался на плече русского журналиста
Глава «Русскоязычной Украины» Вадим Колесниченко, пожаловался российскому изданию Известия, и рассказал, почему не работает закон об основах государственной языковой политики.
В Украине снова закрывают русскоязычные школы. Их практически не осталось на востоке Украины и вообще нет на западе. Украинизация продолжается вопреки обещаниям региональных властей сделать русский официальным языком, - сетует Колесниченко. Об этом «Известиям» рассказал защитник прав русскоговорящих граждан, глава массового общественного движения «Русскоязычная Украина» Вадим Колесниченко.
— Многие родители жалуются, что не могут устроить детей в русскоязычные классы. Украинизация продолжается?
— Люди не просто жалуются — они возмущены. В первую очередь это нарушение конституционных прав и закона об основах государственной языковой политики. Инцидент, который произошел в Киеве, когда у родителей не приняли заявления об обучении их детей на русском языке, подтвердил серьезность проблемы.
Сейчас в украинской столице есть только семь школ (1,59% от общего количества) с обучением на русском языке. Только в двенадцати киевских школах есть русскоязычные классы. При этом, согласно переписи населения-2001, в Киеве проживают 2,5 млн человек, из которых 600 тыс. (24%) признают родным русский. Школы отказываются принимать от родителей заявления об обучении на русском, чтобы не ухудшать украиноязычную статистику. В ситуацию пришлось вмешаться министру образования Дмитрию Табачнику. Он обещал разобраться. Но количество русскоязычных школ от этого не увеличится.
— А как выглядит ситуация по всей Украине? Не стал ли формальностью недавно принятый закон об основах государственной языковой политики?
— Она тяжелая. Везде по умолчанию просто блокируются исполнение прав русскоязычных граждан и их реализация. Во Львове мы в судах добиваемся открытий в детсадах групп с русским языком, а также школьных классов. Чем объяснить, что в Мариуполе родители пишут заявления на открытие класса с русским языком обучения, а в итоге не получают ни учебников, ни пособий на русском языке, тем более – учителей? Сейчас мы требуем увольнения таких директоров школ и пытаемся провести через прокуратуру вопросы уголовной ответственности.
— Русских в Украине официально называют национальным меньшинством. Какова ситуация с языковыми правами других меньшинств?
— Сейчас стало легче в районах, где проживают граждане румыноговорящие, венгероговорящие. Там депутаты активно этим вопросом занимаются. Проблема в том, что люди просто не знают своих прав. Закон об основах языковой политики принят, но до сих пор не был опубликован на языках меньшинств. Родители не в курсе, что есть норма, которая не просто разрешает, а обязывает администрации школ давать детям учиться на родном языке.
— В Севастополе вы пришли на встречу с чиновниками и журналистами в форме советского офицера. Это вызвало массу возмущений у праворадикалов. Что вы хотели сказать этим «маскарадом»?
— Я могу объяснить это ненавистью ко всему, что связывает нас с Россией, комплексом неполноценности и мести. Многие не могут смириться, что украинский народ гордится величайшим подвигом соотечественников во время Великой Отечественной войны.
Проблема возникла не сегодня. Ведь 20 лет при власти в Украине были люди, которые занимались исключительно бизнесом. Гуманитарная сфера была отдана на откуп иностранным организациям или националистам. Произошла очень жесткая, долгосрочная и планомерная украинизация молодого поколения. И в этом плане, конечно, основной удар был направлен на Киев. Это в основном всевозможные грантовые программы.
В результате в большинстве СМИ мы видим систему самоцензуры. Она заключается в том, что люди выкуплены политиками. Например, теперь журналисты заявляют, что языковой вопрос на Украине вообще неактуален и неинтересен.
Катерина Ризанчук, katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки