Сможет ли Россия претендовать на статус сверхдержавы после инцидента в Турции
Зона поражения комплекса С-400 после размещения его в Турции
Ситуация со сбитым Турцией российским СУ-24 сразу выпала из рамок операции против ИГИЛ, вытолкнув конфликт с Западом на новый уровень. Это первый случай серьезного и замешанного на крови конфликта России и НАТО (Турция - член Альянса с 1952 года) со времен окончания холодной войны. Результаты его могут привести к применению или отмене геополитической парадигмы о статусе России как мирового лидера и возможности применения асимметричных действий в ответ на угрозу. Для Украины это - далеко не теоретический вопрос.
Определяющим в этой ситуации станет реакция России на всю цепь событий, предшествовавших конфликту. Пока что Россия демонстрирует стиль поведения далеко не типичный для поведения сверхдержавы, которой она себя позиционирует. Или позиционировала.
Просто представьте себе ситуацию, когда Китай сбивает американский бомбардировщик В-52, в начале ноября нарушивший его воздушное пространство. Или потопил бы военный корабль США, который прошел через Южно-Китайское море месяцем ранее. И не важно, стал ли бы в этом случае Барак Обама говорить о том, что каждая из стран "имеет право защищать свои территории и воздушное пространство". Время для слов сразу бы закончилось. Ответом, можно предположить, стал бы как минимум локальный конфликт, проводимый Соединенными Штатами, их союзниками или региональными сателлитами.
Такое развитие ситуации не было нужно никому. Именно поэтому Китай предпочел угрозы, ноты протеста, но не действия. Турция решила иначе, переведя конфликт в военную плоскость.
Мяч вышел на поле России, которую вынуждено поставили перед необходимостью ответа. И запоздалые слова турецкого лидера Реджипа Эрдогана о том, что турки не знали, кого сбивают, до официального заявления России вряд ли что-то изменят в ситуации. Тем боле, что до этого в самой Турции заявляли что именно российский СУ "неоднократно нарушил воздушное пространство Турции" и поэтому был открыт огонь на поражение.
Россия стоит перед трудным выбором - ввязываться в конфликт или же попытаться спустить все на тормозах. И, похоже, склоняется к последнему.
В последнее время перед Россией встала целая серия вызовов, не последнее место в которой заняла и Украина. Но ни на один из них у Кремля не нашлось стратегического ответа. Складывается впечатление, что "гибридная война" в мире нашла свое новое воплощение. На Россию усиливается давление такого рода, к которому она оказалась не подготовленной.
Первым серьезным вызовом стала катастрофа Airbus-321, взорванного бомбой террористов из ИГИЛ. Ответом стало прекращение туристического потока в Египет и усиление бомбардировок подконтрольной террористам территории с неопределенным результатом.
На наземную операцию, по официальным данным, никто не решился.
Следующей шпилькой Кремлю стал взрыв опор системы подачи электричества в Крым. Аннексированный полуостров погрузился во тьму. Россия ответила возмущением, но ограничилась экономическими методами воздействия, такими, как эмбарго на поставки угля или, возможно, газа.
Третьим вызовом стал сбитый бомбардировщик Су-24. Путин назвал атаку "ударом пособников террористов в спину" и отметил, что турецкая сторона не имела никаких оснований для нападения на российский самолет. Попутно прозвучали обвинения в сторону Запада и США. А председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков сказал, что Турция сбила российский Су-24 из соображений обороны ИГИЛ, по сути объявив Анкару пособником террористов. И? По сути - все.
Глава российского МИД Сергей Лавров на сегодняшней конференции подчеркнул, что Россия не намерена вступать в военный конфликт с Турцией. Впрочем, это было практически очевидно. Россия не готова к конфронтации с НАТО, и методы ее воздействия на Турцию в большинстве случаев вряд ли будут силовыми, скорее экономическими. Размещение комплексов С-400 на базе в Тартусе - скорее задел на будущее, чем реальный ответ сегодня..
И все это помимо результатов совместной пресс-конференции президентов Франции и США Франсуа Олланда и Барака Обамы, на которой оба лидера говорили почти слово в слово, демонстрируя единство в борьбе с ИГИЛ и нежелание отступать от провозглашенных идей о необходимой смене Асада в обмен на участие в операции России. Даже после терактов в Париже Франция предпочла поддержку Обамы и западной коалиции силам Кремля.
Что объединяет эти случаи? По сути, только одно - демонстративное неуважение к России как к геополитической силе.
И ответ России, который перешел из военной плоскости в плоскость, традиционную для Запада, - экономическую. Это выглядит несколько невероятно в нынешней ситуации. Невероятно, но - факт. Или - нет?
Россия встала перед выбором - продолжать использовать силу в одиночку, рискуя увеличить пропасть с Западом, или же пересмотреть свои цели и методы воздействия, как бы это необычно ни выглядело. Стимулом выступают и кнут, и пряник. На недавней встрече G20 в Турции Россия явно получила серию преференций и вполне дружественных сигналов. А после нее, продолжив свою политику без изменений, - серию столь же недружественных актов.
Это выглядит как предложение играть по всеобщим правилам, которое можно либо принять, либо отвергнуть, но вот игнорировать, находясь "над ними" в статусе сверхдержавы, никак не получится.
И "вилка вариантов" для России достаточно проста - признать себя одной из многих, либо противостоять большинству, в попытке навязать ему свое видение мира, как это делают США. Складывается впечатление, что "невидимая рука бизнеса" предлагает России признать себя "региональным лидером" (цитируя Обаму) и умерить амбиции, но никак не мировым лидером.
Пойдет ли на это Россия - вопрос предельно сложный.
Согласившись на условия игры Запада и "проглотив" сбитый бомбардировщик, России ничего не остается, как развести руками и реагировать на вопросы в стилистике утонувшего "Курска" - "Что случилось с вашим бомбардировщиком? Он упал"... Что, согласитесь, никак не тянет на типаж действий мирового лидера. Так же, как в свое время Жан-Клод Юнкер отвесил пощечину премьеру Венгрии со словами "Привет, диктатор", так же и Москва сейчас получила оплеуху от Турции, за спиной которой стоит не только НАТО, но и ЕС, отчаянно нуждающийся в участии Анкары в кризисе беженцев. Если бы не это, Турция вряд ли решилась бы на шаг, который отвергает даже Китай. И все это хорошо понимают.
Отвергая унижение и испытывая судьбу, Москва неминуемо столкнется с необходимостью отвечать за свои действия, рискуя экономикой и реноме, требующим постоянного подтверждения. Последнее в достаточно враждебной среде требует слишком многих ресурсов, которых может и не хватить.
Во втором случае можно ждать массированной наземной операции против "умеренной сирийской оппозиции", усиления поддержки курдов и сил Башара Асада, а также других силовых действий вопреки пожеланиям ЕС и США, разрыва дипотношений с Турцией и морских и воздушных конфликтов с ней же. А там недалеко и до нового витка вооруженного противостояния в Украине, благо терять уже будет нечего. Рядом маячит призрак ядерного противостояния, поскольку с определенного момента крыть будет уже нечем.
Если же ничего из этого не произойдет - по сути, это будет означать, что Россия сделала большой шаг назад, сменив методы воздействия и не рискнув вступать в противостояние с НАТО. Вопрос лишь в том, насколько это будет действительно смена парадигмы или же тактическим отступлением для накопления сил.
Существует и третий вариант. Постепенное смягчения ситуации, когда Анкара, после колебаний, снизит тон, Россия пощелкает экономическим бичом Турецкого газового потока, Меркель и Олланд выступят в роли миротворцев, а ЕС выразит хотя бы каплю сочувствия.
И ситуация постепенно стабилизируется. В этом случае и Запад и Россия получат хороший урок, который вряд ли забудется в ближайшее время. Россия умерит свои геополитические амбиции, а страны НАТО станут гораздо более осторожны в выборе средств.
Турция, по крайней мере, уже перестала нарушать греческое воздушное пространство, что делала регулярно, безнаказанно и ежедневно в течение последних лет. Эта ситуация может всех научить вежливости и политической осмотрительности. Хочется верить, что она сможет улучшить и украинскую ситуацию. Шансы невелики, но они есть.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки