"Неправильно мы сделали примерно все", - журналист о митинге на Болотной площади
4 года митингу на Болотной. Спасибо фейсбуку, который в этот раз не предлагает перешеривать восторженные посты и масштабные фотографии. Делать этого совершенно не хочется.
Все эти 4 года пытаюсь себе ответить на вопрос, все ли мы сделали правильно. Если точнее: надо ли было идти на Болотную или на Площадь революции? Сейчас, когда 4 года прошло и много чего случилось, мне кажется, что неправильно мы сделали примерно все - ну, кроме того, что вышли. Сама идея, что мы сейчас устроим мирный протест, подарим омоновцам белые цветочки, смешными слоганами нарисуем - и сразу Владимир Владимирович Путин выйдет из Спасских ворот, обнимется, попросит прощения и заплачет - эта идея сейчас кажется наивной, смешной и глупой. Это, наверное, могло бы сработать, если бы из Спасских ворот вышел не Владимир Владимирович Путин, а тысяча омоновцев и попытались бы разогнать 100 000 мирных москвичей, но, видимо, для этого нужен президент-дебил (см. Янукович), а Путин кто-кто, но точно не дебил. Отсиделся тихо и омоновцев выпустил только через полгода, когда все закончилось. А за омоновцами идет СК, а за СК депутаты, а за ними пираты и крокодилица.
Могли ли мы это все знать тогда? Понятия не имею, но вообще-то, наверное, в этом и проявляется мудрость и опытность. И этого у нас явно не было. Зато мы умели делать ивенты. И помимо стояния на морозе не менее приятным занятием для нас было последущее обсуждение этого стояния в «Стрелке», «Жан-жаке» и прочих теплых и комфортных заведениях города. Все эти путеводители по заведениям вокруг митингов, веселые прогулки, классные кольца - это было дико обаятельно, только так, кажется, большие дела не делаются. Я помню, как с 4 по 10 декабря мы делали все, чтобы люди не пошли на площадь Революции, нам казалось это ужасно важным, мы чувствовали свою личную ответственность, потому что было понятно, что в случае площади Революции могло случится реальное смертоубийство - и это наша ответственность. Проблема заключается в том, что дела подобного рода (я старательно избегаю слово революция, потому что совершенно не уверен, что все хотели именно ее) делаются не теми людьми, главная задача которых - не допустить смертоубийство. Политика - дело более подлое и занимаются ей те, кто не боится потерять все. Мы же (окей, говорю за себя), я боялся потерять все - и не только в смысле того, как я живу, но и в смысле моего внутреннего эмоционального комфорта. У нас получился классный ивент, мы многое друг про друга поняли, мы вышли, потому что не могли не выйти, а теперь пойдемте почитаем сегодняшние новости.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки