Провокация на миллиарды: кремлевская стратегия для Украины
Постоянные «тревожащие» обстрелы войсками сепаратистов территории, подконтрольной ВСУ, происходят буквально ежедневно. А в последнее время еще и заметно увеличились. В предыдущем материале мы уже подавали статистику обстрелов: за всю историю конфликта в направлении украинских войск улетело около 440 вагонов боеприпасов.
Именно «в сторону». Обстрелы зачастую носят неприцельный характер и часто направлены в районы, где украинские войска попросту недостаточно сосредоточены, чтобы эта «артподготовка» себя окупала как по деньгам, так и по усилиям.
С чисто военной точки зрения это просто высокооплачиваемая бессмыслица. От этого огня погибает меньше украинских солдат, чем от несчастных случаев, не говоря уже о подрывах на минах. При этом затраты - колоссальные. Более того, такой «объем работ» просто кричит, что работает «военторг»: «отжатые у укров» боеприпасы закончились бы еще год назад (да и использовались бы намного экономнее).
Но почему «военторг» выбрасывает такие деньги в трубу (точнее, в ствол и в чисто поле) тогда, как, например, на социалку и гуманитарную помощь тому же населению оккупированных территорий постоянно не хватает? Да за эти деньги можно было бы восстановить все разрушенные и разграбленные за последние полтора года предприятия, не то что купить любовь местных бабушек дармовыми продпайками. Разве это не логично: поднять уровень жизни населения на контролируемой тобой территории, снизить разрыв между ней и остальной Украиной, внушить, что у «республик» есть какое-то будущее?
Однако нет. Все деньги идут на войну. Заводы - напротив, разбираются и вывозятся в Россию, как донецкий «Топаз». Или останавливаются, как «Стирол» в Горловке. Или не восстанавливаются после разрушения, как Ясиноватский машиностроительный. Или отчасти остановлены, отчасти превращены в ремонтные цеха для военной техники, как Стахановский вагоностроительный. Или тихо распиливаются на металлолом, как «Лугансктепловоз». Тут и глупому будет понятно: перспективы у населения «республик» не очень радужные. А тем временем миллиарды пролетают у них над головами и бьются об землю где-то в паре километров от украинских блокпостов.
Отдельно заметим, что не только Донбасс - Крым, который мечтал о статусе «витрины» РФ, уже которую неделю сидит в романтической обстановке при свечах. Там бы тоже не помешали средства. Но и там освещаются, в первую очередь, разросшиеся, как грибы после дождя, военные объекты, а местные жители - по остаточному принципу.
Поскольку это длится уже более года, очевидно, что это не «перегибы на местах», а спланированная политика. Значит, так расставлены приоритеты: благополучие местного населения Донбасса и даже его пророссийские симпатии организаторам «военторга» нужны намного меньше, чем постоянные обстрелы украинских позиций.
То, что население и инфраструктура - не в приоритете, демонстрирует лишь то, что и так давно известно: Россия не рассматривает какую-либо интеграцию Донбасса. Восстанавливать его, по плану, должна будет Украина. Именно поэтому Кремлю и его партнерам в руководстве «республик» просто не интересно, останутся ли на Донбассе заводы. Это будут уже не их проблемы.
Но зачем тратиться на беспокоящий огонь?
Ответ может быть очевиден лишь при рассмотрении этой войны как гибридной, в которой основной целью выступает не военная мощь врага, а его психологическое состояние - причем в населении, в «электорате», даже больше, чем в самих войсках. Постоянные новости об обстрелах, об одном-двух погибших каждую неделю, создают психологическое давление на и без того невротизированного украинского зрителя, читателя и избирателя. Создают мнение о том, что перемирие - вредно, нужно отказываться от Минских соглашений и наступать. Понятное дело, что в таком случае жертв уже в первые дни будет больше, чем за прошедший год - но массы редко бывают рациональными.
Проще говоря, все эти деньги, снаряды и человеко-часы тратятся на достижение политической цели: возможности «повесить» на Украину срыв Минского процесса. Это даст возможность говорить о снятии с РФ санкций, и тогда все эти затраты очень быстро окупятся, а 2016 год, возможно, не станет для российской экономики переломным, как предполагает министр финансов РФ Силуанов.
При таких условиях действия фактического командования ВС «ЛНР» и «ДНР» перестают казаться бессмысленными. Действительно, для раскачивания украинцев на срыв «Минска» это единственно возможная тактика.
Другое дело - что срыв Минска выльется в огромные жертвы для населения Донецкой и Луганской областей по обе стороны линии разграничения. Но в этом вся прелесть такого рода войн: потери будут нести жители Донбасса, независимо от политических убеждений, а сливки в виде снятия санкций снимет Москва. Поэтому план, по сути, является беспроигрышным.
Но только при условии, что украинцы поддадутся на провокацию.
Виктор ТРЕГУБОВ, специально для «Слово и Дело»
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки