О коррупции на уровне бюджетного процесса
Большая статья о том как текущий бюджетный процесс защищает коррупцию в государстве.
Как всем известно бюджет является основой государственной коррупции. Попытался понять причины ее происхождения анализируя текущий бюджетный процесс. Итак в статьях 20-22 бюджетного кодекса определено как должен осуществляться бюджетный процесс.
По закону все Министерства и другие распорядители бюджетных средств обязаны составлять планы деятельности в разрезе бюджетных программ на следующий год и ещё 2 года вперёд. И хотя кодекс регламентирует, что каждая бюджетная программа должна содержать критерии эффективности - по факту доступа к ним нет и контролировать практически ничего не возможно.
Таким образом, в условии, когда большинство программ не имеет критериев окончания и вообще критериев достижимости каких либо целевых ориентиров, распорядители бюджетных средств на вполне законных основаниям составляют планы на следующие 2 года по самому простому сценарию: план на текущий год * плановый процент инфляции.
Кроме этого, у новых членов Министерств находятся ещё новые хотелки, которые они хотели бы реализовать, что естественно требует включение в расходную часть Министерств новых бюджетных программ с соответствующим финансированием.
Таким образом, при текущем положении бюджетного процесса, бюджетные расходы министерств всегда будут расти больше роста доходов бюджета и только вмешательство Министерства финансов может минимизировать рост бюджетных расходов и спасти страну от дефолтного состояния.
При этом министерства совершенно не заботят ограниченность финансов государства. Ведь заложенную в предыдущие года коррупционную ренту - никто не хочет терять. Соответственно текущий бюджетный процесс является прямым защитным механизмом поддержки корпупции на государственном бюджете, что несомненно требует внесения предложений по изменению в бюджетный процесс.
Более того, если вглянуть на государственный бюджет 2016, интересным является тот факт, что по данным на 15 июля из 459 бюджетных программ до сих пор не согласованы 49 бюджетных программ. А это лишний раз подчёркивает, что по этим бюджетным программам реально нет заинтересованных лиц, и деньги выделяются под хотелки, единственным критерием которых - есть распил государственного бюджета.
Как менять этот процесс - вопрос открытый. Основной сложностью - есть закрытость для общества состава бюджетных программ и достижимости ключевых показателей. Поэтому по аналогии с электронными закупками сам бюджетный процесс и его составляющие бюджетные программы, а также процесс их исполнения - должны стать максимально открытыми и прозрачными. Фактически под этим понимается открытый бюджет, который старается двигать зам главы Министра Финансов - Оксана Маркарова.
Другой вопрос, что сроки реализации этого проекта не определены и финансирование подобных проектов фактически отсутствует и двигается в большей степени через волонтерские усилия. Это и понятно ведь подобные системы - это прямая угроза устоявшейся коррупционной системы.
Но открытость бюджетного процесса это только одна часть видимых изменений. Конечно же нужны новые люди в министерствах, которые заинтересованы в реформах в министерствах в рамках уже существующих бюджетов, и конечно же массовая гильотина бюджетных программ и пересмотра их финансирования. Ведь у нас бюджетный процесс совершенно не соотноситься с процессами минимизации затрат в государстве. Так По оценкам Министерства Экономического развития полноценное использование Prozorro должно давать минимизацию расходов государства на следующий год на 30-40 млрд гривен.
И они ведь обязаны быть отражены в расходах распорядителей. Аналогично с верификацией социальных выплат, проводимой Министерством финансов. Если эффект от верификации не вложить в бюджет, значит - он официально не признан и властьимущие и дальше будут наживаться на распределении социальных денег.
В третьих конечно же стоит пересмотреть сам бюджетный кодекс. Уверен он как и Налоговый Кодекс нуждается в улучшении администрирования и упрощении процедур. Бюджетный процесс не может оставаться в 20-м веке. Он должен меняться. 21-й век - век информационных технологий и будущее бюджетного процесса здесь.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки