Зачем Украине Юго-Восточная Азия
Развитие сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии всегда было экзотической и вместе с тем популярной темой внешней политики. В истории независимой Украины было немало официальных визитов в этот регион, тем не менее многие сходятся во мнении, что возможности торговли и экономических отношений далеки от полной реализации.
Что мы имеем сегодня? Экспорт сельскохозяйственной продукции. Яркие кейсы сотрудничества в оборонной сфере. Можно привести примеры переработки юго-восточных тропических масел одесской «Дельта-Вильмар». Белоцерковская «Биофарма» активно работает над продвижением своей продукции в Индонезии (представители компании принимали участие в недавних бизнес-форумах, организованных в Малайзии и Индонезии в рамках визита украинского президента). То есть наш бизнес всё-таки не считает эти рынки экзотическими. И объёмы двусторонней торговли это подтверждают. Например, объём украинского экспорта в Малайзию в 2015 году составил $159,6 млн, что вполне соизмеримо с экспортом в Данию ($144,7 млн за тот же период). При этом мы скорее назовём Данию традиционным рынком сбыта украинской продукции, а Малайзию будем считать некой терра инкогнита на другом краю мира. Это не так.
Задача правительства и Минэкономразвития сегодня не открыть «новый» рынок, а научиться вести хорошо спланированную внешнеэкономическую политику в регионе. Юго-Восточная Азия - неоднородный регион, который объединяет как страны, входящие в G20, так и страны PC16 (post-China emerging economies - посткитайские развивающиеся экономики), успех которых зависит в первую очередь от дешевизны рабочей силы.
А значит, самым правильным решением для Украины будет выработка tailor made approach (индивидуального подхода) в отношениях с регионом. Вы не поедете в Сингапур или Южную Корею продавать условный телевизор «Электрон», но экспортировать его в Лаос и Бангладеш - почему бы и нет?
Так, с одними странами нам важна либерализация торговли - например, с Индонезией и Сингапуром. И либерализация - это не только доступ нашей продукции на местные рынки (хотя регион и славится протекционизмом), но и усиление торговых путей между Украиной и остальным миром, а также более полное использование транзитного потенциала наших портов.
Другим государствам мы можем предложить услуги украинского производства. Упомянутый протекционизм и активное вмешательство правительств в экономическое развитие в странах Юго-Восточной Азии также является шансом для Украины и особенно для наших госпредприятий: отечественные технологии востребованы в странах, где многие инженеры и чиновники учились в украинских вузах. Например, кому-то может показаться, что технология добычи угля в условиях подтопляемости грунтов - ноу-хау сомнительной ценности. Тем не менее в 2011 году бангладешцы обратились за помощью именно к Украине, которая владеет достаточными знаниями в этой сфере.
Продукция украинского авиастроения (известные «Антоновы») также востребована в большинстве стран региона. Другой вопрос, что даже незначительный проект требует усилий именно со стороны правительства - как бы ни было удивительно, но двусторонние встречи, комиссии, меморандумы и соглашения являются необходимым атрибутом партнёрства с Юго-Восточной Азией. И здесь важна системность и непрерывность работы. Поэтому сразу после завершения недавних форумов в Индонезии и Малайзии мы планируем следующий со странами АСЕАН, уже в Украине, чтобы не сбавлять обороты.
Сотрудничество с Юго-Восточной Азией особенно важно исходя из меняющейся мировой экономической географии и с учётом того, насколько важен экспорт для нашей экономики. Не стоит забывать и о растущем влиянии азиатских финансовых центров, а также о ценности ролевой модели Сингапура для некоторых сфер государственной политики, например, того же управления государственными активами.
Может показаться, что в наших планах и амбициях относительно сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии смешались в кучу кони и люди, но на самом деле задача состоит в противоположном - чётко определить весь набор задач и аккуратно их реализовать. И опыт, и возможности для этого у нас есть.
Юлия КОВАЛИВ, первый заместитель министра экономического развития и торговли
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки