MENU

Путин остается влиятельным политиком, чтобы не повторить судьбу арабских диктаторов

561 0

Либерализация избирательного законодательства России указывает на то, что в стране ожидается всплеск партийного строительства. И на то, что он в конечном итоге может превратить Госдуму из «места не для дискуссий» в настоящее поле политических баталий. 

Подписанные в начале мая Дмитрием Медведевым поправки к закону о выборах призваны стимулировать политическую активность россиян. 

Так, возвращаются выборы губернаторов, отмененные еще в 2004 году. Кроме того, партии освобождаются от сбора подписей для участия в выборах. Исключение составляют выборы президента, но количество подписей сократилось с нынешних 2 млн до 100 тыс. С 2 млн до 300 тыс. сокращается количество подписей, необходимых для самовыдвижения кандидатов в президенты.

Не менее важным шагом считается упрощение регистрации партий. Теперь законом сокращается минимальная численность членов партий, необходимая для их регистрации, - с 40 тыс. до 500 человек.

Либерализация избирательного законодательства, которую власти пообещали вышедшим на Болотную площадь и проспект Сахарова россиянам, по идее, способна значительно «разбавить» нынешний «монолитный» состав нижней палаты парламента - Государственной Думы. 

Левый политический сегмент здесь прочно занят КПРФ и «Справедливой Россией», поэтому новым силам будет крайне тяжело с ними тягаться. В результате появление новых, а главное - реально претендующих на влияние на массы «левых» партий, маловероятно. 

Гораздо более перспективным выглядит правый фланг и центр. Здесь можно побороться с ЛДПР за голоса патриотов, а с «Единой Россией» - за приверженность разочаровавшегося во власти «офисного планктона».

Националисты, создавая свою Национал-демократическую партию, попытаются (в очередной раз) пройти процесс легитимизации и объединить под одним крылом разные ответвления национального движения - «Русское общественное движение», «Русский гражданский союз» и «Движение против нелегальной иммиграции». 

Либералы попробуют построить свою партию на базе ПАРНАСа Владимира Рыжкова и Михаила Касьянова. Кроме них в этом сегменте не теряет надежды наконец-то закрепиться и миллиардер Михаил Прохоров - предыдущая его попытка возглавить «Правое дело» была прервана «кукловодами» из Кремля. Успех же в прошедших президентских выборах дает ему «временную фору» в несколько месяцев - за этот период, пока его не забыл электорат, бизнесмен должен окончательно определиться со своими планами и объявить их населению. Правда, если Прохоров затянет этот процесс и упустит подходящий момент, то он может стать объектом для укоров со стороны нынешних властей России: мол, даже такие успешные бизнесмены не могут быть политиками. Кесарю, как говорится, кесарево. 

Построение своей партии не исключил даже личный друг Владимира Путина и экс-министр финансов Алексей Кудрин. После публичного скандала с Дмитрием Медведевым и ухода из правительства он безуспешно пытался стать своим среди оппозиции, предлагая услуги в качестве посредника между улицей и властью. Затем он объявил о создании «Комитета гражданских инициатив» - некой экспертной организации из специалистов в различных сферах, которые займутся разработкой конкретных решений, законов и проектов. Коллеги экс-министра признались, что изначально формат «комитета» был выбран Кудриным, чтобы «посмотреть, что будет: получится или нет». 

Для Кудрина партия - дело принципа и сохранения политического лица: ибо из-за острых противоречий с будущим премьером Медведевым он вряд ли сможет вернуться в большую политику другим способом. По крайней мере, пока Медведев будет оставаться премьер-министром. 

Обратить свое внимание на такую возможность, как создание партии «под себя», может даже Владимир Путин. На первых порах президентства этот вопрос вряд ли будет среди его «топ-приоритетов», но уже под окончание очередного президентского срока Путин может по-новому рассматривать необходимость «своей» партии. Такая политсила может быть создана, например, на базе Общероссийского народного фронта (ОНФ). Движение это создавалось перед президентской гонкой специально под Владимира Путина - как альтернатива «Единой России» (ЕР), рейтинг которой стремительно падал. И хотя сейчас ОНФ исчез из информационного поля, функционеры движения уверены, что эта организация будет востребована человеком, для которого и создавалась. 

Можно, конечно, задаться вопросом: зачем Владимиру Путину, и без того находящемуся на вершине политического Олимпа, нужна «своя» партия? Тем более что будущий руководитель единоросов Дмитрий Медведев настойчиво зазывает «нового-старого» президента в их ряды. Но логика в такой «отстраненности» избранного президента все же есть. 

Во-первых, маловероятно, что осторожный Путин «падет» под уговорами Медведева и прыгнет на корабль, который уже дал течь. Не зря же в президентской гонке он демонстративно дистанцировался от «партии жуликов и воров» и пытался предстать перед избирателем как абсолютно не причастный к власти кандидат. 

Во-вторых, партия может в дальнейшем пригодиться Путину как механизм обеспечения безопасности от преследования со стороны политических оппонентов. Ведь Болотная площадь пошатнула стопроцентную уверенность в «вечном царствовании», а главное - уничтожила понятие сакральности института президентства как такового. 

Наглядным примером для В.Путина может служить история с Юлией Тимошенко - потеряв власть после неудачных президентских выборов, она тут же оказалась на тюремной скамье. И именно ее партия, «Батьківщина», стала на защиту лидера и сумела возбудить мировое сообщество, чем создала немало имиджевых и политических проблем для действующего Президента Украины. «Батьківщина» благополучно выбралась из политической стагнации именно на фоне ареста своего лидера. Партия «Батьківщина», получившая поддержку иностранных государств, которые протестуют против политических преследований оппозиции, обновленная и объединившаяся с «Фронтом змін», всерьез претендует на увеличение своего представительства в парламенте уже по результатам следующих выборов в Верховную Раду.

 

Владимир Путин, серьезно вошедший в роль политического долгожителя, прекрасно понимает: если однажды он останется без подавляющей поддержки народа, ему не обойтись без политического «защитника», каким и может стать «своя в доску» политическая партия. И чтобы не повторить судьбу арабских диктаторов или украинского премьера, Владимир Путин просто вынужден как можно дольше оставаться влиятельным политиком.

 

Игорь СОЛОВЕЙ

 


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини