Свою историю нужно любить, но отрицать не стоит
Кадр из фильма "Волынь"
О фильме Волынь.
В огромном Национальном музее Будапешта под Первую и Вторую мировую войны отведены всего две маленькие комнатушки.
Под Первую мировую комнатушка побольше, под Вторую мировую - совсем маленькая.
На фоне просторных залов посвященных моде периода реформации и наград единственного известного венгра Ференца Листа, эти две комнатушки вроде как говорят "пробегайте мимо, не останавливайтесь". Вроде как говорят, но на самом деле - вообще не говорят ни о чем, молчат тихонько, зажмурившись. Логика жалкая - зачем заострять внимание на темах, где венгры предстают в невыгодном свете, на стороне проигравших, а оттого, как у нас в мире принято - неправых. Лузеров. Зла.
Сразу за тусклой, всей в полумраке комнаткой о Второй мировой войне, идет длинный пафосный коридор, посвященный страданиям венгров от СССР, и настолько страдания венгров показательны и старательны, что даже во мне, чур меня чур, на секунду неожиданно просыпается внутренний мерзкий "дедовоевал" - знаете, это безудержное желание ткнуть носом - "а не вы ли с нациноал-социалистами рука об руку воевали? Вон, в предыдущем темном предбаннике написано тихо и незаметно? Так не поделом ли вам, страдальцы?!".
Да-да, венгры в двух войнах потеряли гораздо больше, чем любая другая страна - бесспорно. И можно было бы кивнуть, понять, простить, и пройти дальше.
Читайте также: "Йоббик" поддержал создание венгерской автономии на Закарпатье. Это недоработка СБУ и МЗС
Но я все-таки возвращаюсь в комнатку второй мировой, ведь это очень интересное наблюдение в социальном и даже, простите, антропологическом плане.
Здесь, справа от фотографий венгерских войск в нацистской форме, входящих на танках в трогательные украинские села, нахожу краткую аннотацию событий.
Тон этих приписок на стенах музея впечатлял и в комнате первой мировой, и в залах других войн Венгрии, но здесь он зашкаливает.
Между строк читаем следующее:
- Да, мы были вместе с нацистами, но мы не виноваты. Мы очень боялись страшного советского лагеря, а потому у нас не было совершенно никакого выбора, кроме как примкнуть к нацистской Германии. И хоть, да, мы и устроили у себя в стране геноцид евреев, высылая в лагеря и казня их сотнями тысяч, но делали это через силу, исключительно из-под палки Германии, сильно страдая по этому поводу, и в целом - с неохотой.
Не игнорирование - отрицание вины. Эскапизм уровень бог. В национальном музее. Дайте угадаю, в учебниках у них то же самое пишут, не так ли?
Такой уровень отрицания собственной истории, которую вообще-то надо бы любить и лелеять, какой бы она ни была, - потрясает воображение. Вот правда, после будапештского же музея "Дом террора", с очень интересным дискурсом, где в равной степени представлены нацизм и коммунизм, я не ждала подобного дешевого эскапизма.
На фоне этих официальных писулек в государственном музее, мне вдруг вспоминается гид в одном из бункеров Берлина.
Она, светленькая и боевая, настоящая немка лет 35-ти, ведет нас по катакомбам где пряталось мирное население города во время бомбежек. Рассказывает о дамах, прибегавших сюда в ожерельях и мехах, чтобы сохранить самое дорогое, что у них есть. И вдруг меняет тему:
- После войны многие горожане говорили, "мы не знали, что с евреями такое творили, ах если бы мы знали об этом..."
Она замолкает на секунду, усмехается, и вдруг почти взрывается:
- Да как же вы могли не знать! Каждый день под окнами проводили колоннами людей с нашитыми звездами, и эти люди никогда не возвращались. Как же мы могли не знать!
Ей всего 35, но она использует формулировку "мы". И это не фанатичное самоистерзание в духе любителей развенчания культов, это - холодное, по-немецки расчетливое, признание истории своего государства такой, какой она была. Без примесей. Только здоровая логика.
А теперь угадайте, в какой стране ЕС самое пугающе правое правительство? Даю подсказку - это та же страна, которая отказалась принимать беженцев. Даю подсказку - это та же страна, где даже молодежь, когда их спрашиваешь "почему вы такие злобные и вечно неудовлетворенные" - до сих пор винит соцлагерь.
Вот. Всё.
Со стороны может показаться, что это не имеет никакого отношения к, да, попсовому и реакицонистскому, но важному фильму "Волынь" Смажовского.
Однако связь почти прямая.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки