Bloomberg: Как Кремль реагирует на утечку электронных писем
Президентские выборы в США превратили "русских хакеров" в мощный бренд. Однако существует другой бренд, который превосходит российский: это украинские хакеры. История о самом последнем их взломе содержит ценные уроки для американских политиков, в частности, для Хиллари Клинтон и демократов.
Группа украинских хакеров под названием "Киберхунта" заявила, что 23 октября взломала электронный почтовый ящик, который принадлежит Владиславу Суркову, советнику президента Владимира Путина по вопросам, связанным с постсоветскими сепаратистскими регионами. Якобы взломанные электронные письма, содержали конфиденциальную информацию, в том числе длинный план "неотложных мер по дестабилизации ситуации в Украине".
В отличие от инцидента с Клинтон, после того, как письма были опубликованы, Кремль сразу же опроверг их подлинность. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил журналистам, что Сурков не пользуется электронной почтой, а тем, кто утверждают, что взломали его почтовый ящик, "пришлось изрядно попотеть", чтобы подделать сообщения.
Читайте также: "Листи Суркова" - це політичне "вкидання" проти опонентів, риторика заяв яких не співпадає з урядовими - нардеп
Отговорки Пескова были оспорены. Эксперты цифровой криминалистики из Атлантического Совета объяснили, что добыча хакеров - огромный файл данных Microsoft Outlook - содержат 2,237 сообщения, чтобы его подделать, потребовалось бы невозможное количество усилий.
Кроме того, как и на любой нормальный почтовый ящик, на электронную почту Суркова приходило множество спама. Весь он содержится во взломанном украинцами файле, спам согласуется с тем, что приходил в это же время на личные почтовые ящики других московских получателей.
Отрицание российской стороны не дает журналистам возможности расспросить представителей Кремля об утечке, бросает достаточно густую тень сомнений на "подвиг" украинцев, и делает историю менее интересной. Демократы тоже могли бы сказать, что опубликованные на "WikiLeaks" письма были подделаны - и никто бы не сумел доказать обратное.
Кроме того, все-таки существует малое зерно смысла в позиции отрицания, в этом заключается важный совет для демократов. Всегда осторожный Сурков, действительно, не отправлял и не получал сообщения лично: он всегда делал это через посредников - они отвечали на электронные письма, они же общались с корреспондентами по телефону. Переписку но взломанному электронному адресу вели две женщины, предположительно помощницы Суркова. Он лично не отправил ни одного сообщения с этой почты.
Это довольно безопасный способ ведения дел. Суркову даже не обязательно использовать шифрование: его участие в деле не будет доказано при любом расследовании. Если люди посылают документы из его кабинета, это их дело, не его.
Вот пример, описанный цифровой криминалистической лабораторией Атлантического Совета. Редактор московского журнала отправил "открытое письмо от жителей Донбасса" правительственному чиновнику на согласование и редактирование. Чиновник направил его в офис Суркова. Неизвестно, видел ли текст Сурков и сам ли редактировал его, но несколько дней спустя журнал опубликовал немного измененную версию "письма".
Читайте также: Спецкомітет ООН закликав до початку переговорів про повну заборону ядерної зброї
Непонятно, что думал Сурков о плане по дестабилизации Украины, который отправил ему Павел Карпов - ник "Николай Павлов" - сепаратист, не имеющий официальной должности в руководстве, который неоднократно был замечен в Луганске во время координации деятельности пророссийских сил. План предусматривал проникновение в украинский парламент и гражданское общество, обеспечение антикоррупционных активистов доказательствами преступлений президента Петра Порошенко и его союзников.
Но что из того, что Карпов отправил этот документ Суркову? Он мог бы "заспамить" этим письмом почти всех представителей российской власти. Что из того, что лидер так называемой Донецкой Народной Республики отправлял финансовые планы и списки погибших на [email protected]? Известно, что сепаратисты стремятся получить поддержку Москвы, но нет никаких доказательств, что Сурков отвечал на эти сообщения. Что из того, что богатый ультранационалист Константин Малофеев, которого подозревают в финансировании российских добровольческих формирований, участвующих в боевых действиях на востоке Украины, послал предложения о кандидатах на лидерские позиции в сепаратистских "республиках" по этому адресу?
Украинские хакеры проделали замечательную работу, но российская правительственная переписка защищена лучше, чем переписка демократов в США, и они не получили каких-либо прямых доказательств личного участия Суркова в событиях, происходящих в сепаратистских регионах, или в подрыве украинской политической жизни. Нет электронных писем российских правительственных чиновников или из администрации президента, которые могли бы пролить свет на их роль в конфликте.
На взломанную почту писали представители террористических организаций, чиновники сепаратистских республик ... но что это доказывает? Степень вовлеченности России в войну на востоке Украины уже давно широко известна, но ни у кого нет конкретных доказательств того, что помощники Путина отдавали какие-либо компрометирующие приказы.
Это циничный, но эффективный способ вести игру, если вы понимаете, что в какой-то момент ваша переписка будет взломана ... и если ваши письма представляют интерес для враждебной партии. Я понимаю, если демократы не хотят действовать так, как люди Путина: это может показаться нечестным и неприятным. Но это не так наивно, как стратегия обвинять Россию за то, что стало о них известно. Демократы должны винить только самих себя за то, что не уделяли достаточного внимания безопасности.
Леонид БЕРШАДСКИЙ
Оригинал на Bloomberg
Перевод: Андрей САБАДЫР
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки