Новости из Турции: обзор зарубежных СМИ
Западные газеты посвящают статьи акциям протеста в Турции и политике Реджепа Тайипа Эрдогана. Премьер запугал крупные СМИ и вторгается в частную жизнь: ограничивает торговлю спиртным и право на аборт. “Благодаря демонстрациям мы можем надеяться, что светское, демократическое и прозападное наследие Турции можно возродить”.
Статья в The Wall Street Journal озаглавлена “Турция извергается, как вулкан”. Самые ожесточенные за несколько десятков лет демонстрации начались с сидячей манифестации ради спасения нескольких деревьев, пишет американское издание в редакционной статье. Однако кампания против Девелоперского проекта, который, как и многое другое в сегодняшней Турции, был лично задуман и управлялся премьер-министром Эрдоганом, “затронула нерв – всколыхнула обеспокоенность растущим могуществом премьера”. Эрдоган преобразил Турцию, но от успехов у него вскружило голову, считает газета: он “с поразительным самодовольством пытается сосредоточить власть в своих руках”. Он хочет изменить Конституцию, чтобы возглавлять Турцию еще 10 лет (“как его друг Путин в России”, говорится в статье).
Эрдоган утверждает, что протесты организованы “экстремистами”, а парк все равно будет застроен. Газета считает его реакцию “тугоухой” и опасно-конфронтационной, так как “схватка идет не за ислам, а за демократию”.
Заслуги Эрдогана и его партии несомненны, признает WSJ. Беда в том, что Турция изменилась, однако Эрдоган хочет обременить ее своим популистским авторитаризмом. Он мнит, будто без него в Турции остановится прогресс. Газета советует Эрдогану сделать вывод: “Турецкий средний класс жаждет демократии со сдержками и противовесами, а не единоначалия”.
“Нетерпимость может погубить Эрдогана” – предостерегает в заголовке британская The Financial Times. Текущие акции протеста не обрели бы общенациональный масштаб, если бы не Эрдоган и его все более авторитарный курс. Но Эрдоган этого не осознает: он, напротив, “обличает некий нематериальный заговор” и “поручает спецслужбам выявить “руку иностранцев”.
Газета заключает: Эрдоган “продолжает мыслить как лидер оппозиции, инстинктивно поляризующий страну. Это мешает ему стать лидером всей Турции”. Власть Эрдогана почти не имеет сдержек, а оппозиционеры-кемалисты “неизбирабельны”, по выражению газеты. Оба этих фактора и вывели людей на улицу.
Газета называет достижения Эрдогана экстраординарными. Но это наследие окажется под угрозой, если он не поймет: очень многие слои турецкого общества больше не позволят собой помыкать. “Пусть Эрдоган перестанет прикидываться жертвой и начнет вести себя так, как подобает государственному деятелю”, – советует FT.
“В Турции премьер Эрдоган применяет тактику “сильной руки” – такой заголовок дает комментарию The Washington Post.
В Турции существует демократия, но больше нет сильной свободной прессы, указывает издание. Не менее 49 журналистов – мировой рекорд – заключены в тюрьму за свою профессиональную деятельность.
Эрдоган заявил, что протесты организованы экстремистами и спонсируются иностранцами. “Он поклялся продолжать уничтожение парка, вопреки решению суда, которое это запрещает. Такой реакции можно было бы ожидать от “сильной руки” типа Владимира Путина, у которого Эрдоган, похоже, кое-что перенимает”, – говорится в статье. Газета напоминает: Эрдоган предложил расширить полномочия президента, иными словами, он готовит почву для того, чтобы стать президентом и остаться у власти еще на 10 лет.
“В понимании Эрдогана тот факт, что его поддерживает большинство турецких избирателей, дает ему право проталкивать свою повестку дня, невзирая на юридические тонкости, и запугивать, травить слезоточивым газом, сажать в тюрьму тех, кто возражает”, – говорится в статье. Тот же подход предпочли демократически избранные исламисты в Египте. “В обеих странах результатом стала опасная поляризация на религиозные и секулярные силы, – пишет издание. – Возникла угроза дестабилизации в государствах, давно являющихся союзниками США”.
Газета советует администрации Обамы среагировать более жестко, чем доныне: появился шанс “высказать Эрдогану, что демократия – это не только выборы”. “Турция: акции протеста, заслуживающие пристального внимания”, – отмечает в заголовке The Guardian.
Издание советует Эрдогану внимательно приглядеться к себе: “отделить себя от легенды о себе самом”. При Эрдогане экономика Турции окрепла, было проведено много реформ. Но ныне акции протеста временно объединили людей, недовольных самыми разными вещами. Общий знаменатель – восприятие Эрдогана и его партии как “Большого брата”, который попирает личную свободу.
Демократия – не средство для достижения цели, как ее однажды назвал Эрдоган, а цель, разъясняет газета. Она советует Эрдогану отбросить гордыню и прислушаться к тому, что заложено в акциях протеста.
“То, что называют социальными сетями, – угроза современным обществам”, – заявил премьер Эрдоган 2 июня, сообщает французская Le Monde. В Турции с самого начала протестов развернулась масштабная кампания по распространению фотографий, видеороликов и просто свидетельств очевидцев в Twitter, Facebook, Instagram и других онлайн-медиа. Хэштеги #OccupyGezi и #DirenGeziParki (от названия парка Таксим-Гези, из-за которого вспыхнули беспорядки) после первой же акции протеста 31 мая вышли в тренды турецкого Twitter, говорится в статье. Лозунг “occupy”, отсылающий к движению Occupy Wall Street 2011 года, а также поддержка турецких событий хакерами из группы Anonymous говорят о тесной взаимосвязи международных протестных движений последних лет. При этом 90% сообщений были написаны в самой стране, а половина – конкретно в Стамбуле. Их цель – не только выказать поддержку акциям протеста, но и выставить их в самом выгодном свете, полагают авторы статьи.
Турецкие “цифровые” протестанты хорошо понимают правила коммуникаций в социальных сетях и используют их для максимально широкого распространения своего послания. У движения OccupyGezi есть собственный сайт, блог в Tumblr, страничка в Facebook, которая уже собрала 28 тыс. “лайков”, аккаунты в Instagram и Vine. Чтобы быть услышанными во всем мире, они перевели свое обращение на 42 языка.
“Турецкие СМИ, которые находятся под контролем государства или имеют экономические или политические связи с ним, отказываются освещать события, – говорится в размещенном на сайте коммюнике. – Пресс-агентства также заблокировали информационный поток. Пожалуйста, распространите данную информацию, чтобы мир узнал о полицейском государстве, созданном партией Эрдогана, которое часто рассматривается как модель для других стран на Ближнем Востоке”. “Турецкая демократия рассчитывает на вашу помощь! – завершают свой призыв турецкие интернет-активисты. – Спасибо!!!”
Журналисты признают, что зачастую поступающая таким путем информация не может быть подтверждена, содержит сильные преувеличения или вовсе не соответствует действительности. “Большое количество неточной информации может подорвать доверие к онлайн-движению #OccupyGezi”, – предостерегают корреспонденты Шадковский и Унтерсингер, признавая, что “его размах, как и столкновения, в которых уже были ранены сотни людей, вполне реальны”.
Кадры, приходящие сейчас из Турции, заставляют думать, что второй по популярности в стране после Ататюрка политик вполне может потерять власть, пишет немецкий журнал Der Spiegel. “Когда Эрдоган только пришел к власти, с ним связывали надежды на обновление страны, ее демократизацию и плюрализацию”, говорится в статье, и ему удалось добиться успеха во многих вопросах: он покончил с властью прежней элиты, придал столь необходимую турецкой экономике динамику и разрешил курдский вопрос. “Но многих успех делает высокомерным, – пишут авторы материала. – Вот и в случае с Эрдоганом успех превратил его во властного политика, не приемлющего никакой критики”. Тайипу Эрдогану ставят в вину то же самое, в чем обвиняли прежнее авторитарное руководство Турции. Как считает Der Spiegel, самая большая опасность для Эрдогана – это его самоуверенность. Премьер уже назвал протестующих “шайкой мародеров”, протесты – “манипуляциями оппозиции”, а Twitter, используемый демонстрантами для обмена информацией и координации своих действий, “самой большой опасностью для общества”.
Так как по закону Эрдоган больше не имеет права участвовать в выборах, он собирается повторить то, что проделал Путин: в 2014 году нынешний премьер собирается занять должность президента, предварительно наделив ее куда более значительными полномочиями. Не все соратники Эрдогана по партии, подчеркивает Der Spiegel, поддерживают его в этом начинании: “Уже сейчас есть основания полагать, что идет внутрипартийная борьба за власть”.
“Хорошие новости из Турции” – так озаглавил статью для The Los Angeles Times известный политолог и писатель, руководитель Ближневосточного форума (США) Дэниел Пайпс. Как объяснить беспорядки, недавно начавшиеся на улицах Стамбула и затронувшие другие турецкие города? Сопоставимы ли они с арабскими восстаниями последних лет в Тунисе, Ливии, Египте, Сирии, Йемене и Бахрейне? Турция – намного более развитая страна, с демократической культурой и современной экономикой, но две ниточки – автократия и Сирия – связывают их между собой, рассуждает Пайпс.
Он перечисляет “авторитарные симптомы”, появившиеся за десять лет, пока у власти находилась “Партия справедливости и развития” (AKP) во главе с Эрдоганом: “подавление политического инакомыслия, клановый капитализм… несправедливые приговоры, показательные суды и пренебрежение к принципу разделения властей”.
Эрдоган – не Кадаффи и не Асад, пишет автор, но указывает на излишне жесткие действия полиции. Эрдоган в первый раз просчитался, втянув Турцию в сирийскую гражданскую войну, полагает специалист по региону. Страна почувствовала враждебность со стороны Москвы, Тегерана и Багдада, утратила сухопутные торговые пути, ведущие в страны Персидского залива, прекратила торговлю с Сирией, на ее территории произошел теракт, и можно наблюдать, как растет напряженность между ее суннитским правительством и неортодоксальным мусульманским населением, продолжает Пайпс. Автор также упоминает сотрудничество Турции со странами ШОС и антиизраильские высказывания Эрдогана, интерпретируя их как проявления антизападных тенденций в развитии страны.
Теперь же, по мнению эксперта, “десятилетие спокойных выборов, политической стабильности и щедрых иностранных инвестиций подошло к концу”, и, по мнению Пайпса, это прекрасные новости. “Благодаря демонстрациям мы можем снова надеяться на то, что Турция сойдет с пути, на который она встала, – пути деспотизма, исламизации и все более непредсказуемой внешней политики. Возможно, ее светское, демократическое и прозападное наследие можно возродить”, – говорится в статье.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки