MENU

Atlantic Council: Почему злейший враг Украины не Владимир Путин

3068 0

Президент России Владимир Путин, широко жестикулируя, произносит спич перед журналистами по окончании форума "Один пояс – один путь" в Китайском национальном конференц-центре на озере Янки недалеко от Пекина, Китай, 15 мая, 2017.

Выявление врагов Украины стало популярным занятием. Неудивительно, что Россия в списке врагов первая, ведь Кремль разрушил славянское братство и вторгся на территорию своего соседа. Следующая в списке – коррупция. В то время как Россия   – "враг у ворот", коррупция – враг внутренний. Список содержит также эклектичную коллекцию врагов меньшего ранга: от обременяющей бюрократии, эмиграции и низкой рождаемости до плохих дорог, кумовства и безразличия со стороны международной общественности.

Между тем, до сих пор полностью не раскрыт факт существования еще одного врага – вездесущего и коварного. Этот враг – беспрерывный негатив, характеризующий восприятие украинцами своей страны. Большинство украинских эмигрантов это явление очень хорошо замечают – их украинские друзья и коллеги ведут бесконечные депрессивные разговоры, а проявление, как они полагают, необоснованного оптимизма считают признаком умиляющей детской незрелости. А ведь это весьма изнурительное занятие – всегда ожидать худшего, искать шип на каждой розе и высматривать то облако, которое заслонит луч надежды.

Реакция общественности на стремление Украины получить право безвизового въезда в ЕС здесь подходящий пример. Поначалу весь нарратив о безвизовом режиме с ЕС был подвергнут публичному осмеянию и полностью отвергнут. Насмешками сопровождался каждый этап процесса. Все – от ТВ-аналитиков до простых любителей почесать языки – были уверены, что это пустой вопрос. Украинцы зря себя обнадеживают. Никто не хочет с ними водиться. И вот теперь, когда Украина, наконец, находится за шаг до обретения возможности наслаждаться безвизовыми путешествиями, тональность поменялась, но песня осталась той же. Та же толпа заявляет, что введение безвизового режима вообще не стоило считать одной из первоочередных задач. Все равно нужно собирать кучу документов! И нет никаких гарантий! Прямо скажем, слышать это просто неприятно.

Почти каждое позитивное изменение в Украине проходит сквозь подобный круговорот цинизма и негатива. Система государственных закупок ProZorro получила международные награды, сэкономила миллионы долларов, и была взята на вооружение другими странами. Она заслуживает похвалы как пример прогресса и инноваций в Украине. Но большинство людей, скорее всего, слышали о ProZorro в контексте теорий онлайн-коспирации, и посчитали ее очередной схемой персонального обогащения.

Недавний конкурс песни "Евровидение" в Украине – ещё одна история успеха, которой не удалось развеять мрак в головах большинства украинских комментаторов. Это событие по любым меркам можно отнести к триумфальным: европейские гости восторгались красотой Киева, гостеприимством украинцев и профессиональным уровнем организации шоу. Праздник бросил вызов негативным стереотипам, представляя Украину как самое что ни на есть европейское государство. Но этот позитивный месседж на просторе украинского медиа-пространства был едва заметен. Фокус освещения выдающего события удерживался на темах предполагаемой коррупции, бытовых неудобствах и короткой демонстрации обнаженных частей тела стрикером на сцене во время финала. Еще один весомый повод для украинцев почувствовать гордость за свою страну был утрачен.

Такой перманентный негативизм возник не на пустом месте. Во многом это проявление действия механизма защиты, запущенного горькими уроками истории. Начиная с 1991 года украинский опыт самоуправления носит глубоко разочаровывающий характер. Располагая поначалу сильной базой, страна постепенно скатилась на позиции аутсайдера в среде постсоветских государств на фоне институциональной коррупции библейских масштабов и серии провалов в экономической политике, вследствие которых обогатилось ничтожное меньшинство, а большинство украинцев было ввергнуто в нищету.

Но история страны до обретения независимости была еще более разрушительной. Оккупированная и разделённая на протяжении сотен лет Украина была эпицентром тоталитарного апокалипсиса первой половины ХХ века, страдая от рук Гитлера и Сталина больше, чем любая другая нация. В период между 1917 и 1953 годами было убито от десяти до двадцати миллионов украинцев, но эти ошеломляющие преступления по большей части остаются неизвестными за пределами страны. Исторических травм Украина испытала достаточно, чтобы расположить весь народ в сторону негативных ожиданий. Если учесть легендарный фатализм славянских преданий, существование сильных подтекстов негатива в современной Украине становится вполне объяснимым.

Читайте также: Блогер: 80% розігнаних у ЗМІ "зрад" - некомпетентність тих, хто їх розганяє

Тем не менее, важно признать, что негатив выполняет функцию самореализующегося пророчества. Постоянные негативные разговоры препятствуют выходу страны после революции Майдана на путь трансформации. Из-за этого реформаторам гораздо труднее сохранить импульс, необходимый для преодоления десятилетней инерции. Негатив упрочивает статус-кво и укрепляет позиции тех, кто призывает смириться перед невозможным. Крайне важно то, что такая атмосфера меняет отношение международных инвесторов. Я встречался с многочисленными делегациями потенциальных инвесторов, которых смутили мрачные настроения, с которыми они столкнулись во время визитов в Украину. В то время как некоторые представители правительства и деловых кругов продемонстрировали им сбалансированный обзор достижений и проблем, многие нарисовали им картину неумолимо пессимистичную. Понятно, что такой подход не внушает инвесторам доверия.

СМИ также играют важную роль. Позитивные репортажи на украинском ТВ можно увидеть еще реже, чем улыбки на лицах людей в фотоальбоме советского времени. Вместо этого зрителей ежедневно кормят рационом, составленным из сюжетов о нищете, несправедливости и страданиях. В вечерних новостях практически каждого телевизионного канала Украина показана как мрачное место, где нет ничего хорошего, что неотвратимо укореняет негативные стереотипы о стране. Западные корреспонденты, посещающие Украину, и те из них, кто работает в московских представительствах, льют воду на эту же мельницу, помогая задать крайне негативный и мрачный тон для освещения событий в Украине в международных СМИ.

Как же разрушить этот депрессивный круговорот? В отличие от других врагов, с этим Украине не нужно вести войну прямым образом. Розовые очки вряд ли будут полезны в нынешних условиях, а вот способность объективно оценить недостатки государства имеет крайне важное значение для того, чтобы суметь воплотить в реальность ожидания Майдана. Кроме этого, давно назрела потребность более тонко подходить к делам страны.

Читайте также: Atlantic Council: В Киеве происходит что-то неладное

Украина, безусловно, несовершенна. История страны – одна из самых бурных и трагичных. Украине "повезло" иметь, возможно, наихудшего соседа в мире. Коррупция носит эндемический характер. Люди живут в бедности. Но это место, где чудесным образом надежда жива – активисты построили жизнеспособное и действенное гражданское общество. Это земля, где пламя свободы пережило самые мрачные периоды истории человечества, где традиции гостеприимства и инклюзивности не истребило многовековое политическое насилие и вторжения. Игнорировать проблемы Украины глупо и контрпродуктивно, но игнорировать достоинства и достижения страны еще более неразумно. Украинцам есть чем гордиться. Причин для гордости намного больше, чем многим может казаться. К их удивлению обретение самой этой гордости может стать шагом к успеху.

Оригинал на Atlantic Council

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини