MENU

The New York Times: "Тучи" сгустились над головой Трампа еще больше

4379 0

Президент Трамп в Белом доме в четверг. Решение Трампа уволить Джеймса Коми вместо того, чтобы ослабить давление, усилило политические и юридические угрозы

Огорченный расследованием относительно российского вмешательства в прошлогодние выборы, президент Трамп искал утешения у Джеймса Коми, тогда занимавшего пост директора ФБР. По версии Коми, Трамп попросил его помочь "развеять тучи". 

Однако из-за собственных действий Трампа эти тучи заметно сгустились в четверг и, как представляется сейчас, скорее всего, будут нависать над его президентством месяцами, если не годами.

Вместо того чтобы ослабить давление, решение Трампа уволить Коми создало еще большую политическую и юридическую угрозу. Разгневавшись на Коми за отказ публично заявить, что лично в отношении президента расследование не ведется, Трамп, возможно, сам сделал себя объектом расследования, говорят эксперты по юридическим вопросам. 

Коми давал показания в четверг спокойно, неторопливо и бесстрастно, но это был один из самых ужасных моментов новейшей истории США – высший представитель силового ведомства свидетельствовал против президента. В зале для слушаний на Капитолийском холме развернулась изумительная сцена: бывший директор ФБР обвинил Белый дом в прямой и простой лжи и объявил: когда президент предложил прекратить расследование дела своего бывшего советника по национальной безопасности, "я воспринял это как указание".

Коми усилил шаткость позиций президентской стороны еще и тем, что признал, в частности, что сам организовал утечку данных о своей критически важной встрече с Трампом с конкретной целью содействовать скорейшему назначению специального адвоката. Защитники президента заявили, что поведение Коми подтверждает правоту Трампа, обвинившего экс-главу ФБР в позерстве и игре на публику, так же отзывались о нем и демократы во время расследования подозрений в отношении Хиллари Клинтон в прошлом году.

Коми рассказал, что передал заметки о содержаниях своих бесед с Трампом недавно назначенному спецпрокуророу по России Роберту Мюллеру и предположил, что теперь следователи смогут изучить вопрос о том, препятствовал ли Трамп правосудию, уволив директора ФБР.

"Это был катастрофический день для Белого дома Трампа, и, когда будет написана история его президентства, этот момент будет считаться ключевым, – считает Питер Уэйнер, советник Белого дома при президенте Буше-младшем. – Я сделал вывод, что Джеймс Коми изложил факты и, по сути, призвал Мюллера начать расследование против Трампа на предмет препятствования правосудию. Это очень серьезно".

Белый дом с большим трудом пытался свести к минимуму ущерб. Сам Трамп после четверга хранил молчание, что для него нехарактерно, а его советники ежедневно записывали выступления без прессы и отправляли резервную копию пресс-секретарю Шону Спайсеру. "Я могу уверенно сказать, что президент – не лжец", – сказала журналистам первый зам Спайсера Сара Сандерс.

Вашингтон не видел подобного зрелища со времен таких скандалов, как Уотергейт, Иран-контрас или импичмент президента Билла Клинтона. Какими бы ни были конфликты при президентах Буше-младшем и Бараке Обаме, ни одного из них не обвинял в неправомерных действиях действующий или бывший сотрудник правоохранительных органов на абсолютно открытой площадке.

На самом деле Коми подчеркнул наличие большой разницы, когда сказал, что никогда не делал заметок о своих разговорах ни с одним из этих президентов, поскольку был уверен в их базовой целостности, но записывал содержание каждого разговора "тет-а-тет" с Трампом, будучи "искренне обеспокоенным тем, что он может солгать о том, какой характер носила встреча".

Во времена любого другого президента события, изложенные Коми: требование Трампа "преданности" от директора ФБР, который ведет расследование против сторонников президента, просьбы прекратить расследование против бывшего помощника и, в конечном итоге, увольнение директора, когда он этого не сделал, – означали бы конец. 

Читайте также: Блокбастер от Джеймса Коми

Но Трамп испытывает границы нормы в политике и меняет обычные правила. Для его сторонников эти расследования – не что иное, как атаки элитарных СМИ и политического истеблишмента на человека, несущего с собой перемены, который угрожает их интересам

"Похоже, сейчас настал взрывоопасный момент, который может положить конец президентству", – сказал Джон К. Барретт, профессор права в Университете Сент-Джонса в Нью-Йорке, бывший независимый адвокат в ходе расследования Иран –  контрас во время президентства Рональда Рейгана. – Но теперь у нас другой контекст".

Что касается политики, то и Никсон, и Клинтон имели дело с Палатой представителей, подконтрольной оппозиционной партии, в то время как у Трампа есть преимущество республиканской палаты, которая будет гораздо менее заинтересована в начале расследования по вопросу импичмента.

Читайте также: Два прокурора США подают в суд на Трампа

Однако, что показательно, вместо того, чтобы подвергнуть сомнению достоверность заявлений Коми, как сделали Национальный комитет Республиканской партии и Дональд Трамп-младший, сенаторы-республиканцы похвалили его как патриота и преданного слугу народа. Они в основном согласились с его версией событий, одновременно пытаясь добиться показаний, которые могли бы представить действия Трампа в самом невинном свете

Для Трампа противостояние с Коми на данный момент отодвигает на задний план многое из того, что он хочет сделать. Основные законопроекты застопорились. По словам его адвоката Марка Касовица, президент "стремится продолжить реализацию своей политики, заниматься государственными делами и разогнать тучи, которые нагнала общественность".

Пока что тучи остаются на месте.

Оригинал на The New York Times

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини