Atlantic Council: Что предвещают Украине антилиберальные тенденции в странах восточной Европы?
Президент России Владимир Путин (слева) пожимает руку
премьер-министру Венгрии Виктору Орбану
во время встречи в Будапеште, 2 февраля 2017 года.
Усиление антилиберальных тенденций в ряде восточноевропейских стран грозит снижением поддержки Украины в регионе. Не менее важно то, что этот тренд может привести к разочарованию внутри самой Украины, где реформаторы изучают опыт построения демократий в регионе как пример для собственных реформ.
Сразу после распада Советского Союза государства Восточной Европы инициировали глубокие прорыночные, продемократические и проевропейские преобразования, быстро став членами НАТО и Европейского Союза. Эти страны - молодые члены ЕС являются источником вдохновения для украинских проевропейских активистов и реформаторов в то время, когда их страну воспринимают как «застрявшую на переходе» - она остается в ловушке олигархической экономической модели и коррумпированной системы принятия политических решений. После Революции достоинства Украина сделала важные прогрессивные шаги в области ценообразования, закупок и повышения прозрачности государственной службы путем введения электронных деклараций, и по-прежнему стремится достичь должного уровня в таких областях, как верховенство закона и защита прав собственности.
Читайте также: Аtlantic Сouncil: Почему должны замолчать голоса против вооружения Украины
Однако Восточная Европа больше не может служить образцом для проведения реформирования в Украине: в настоящее время некоторые из демократических институтов этих стран находятся под угрозой.
Разногласия по поводу политики ЕС распространились в Европе после финансового кризиса 2008-2009 гг. и усилились в связи с недавним миграционным кризисом. В странах со слабыми демократическими институтами споры по поводу миграционной политики заставили людей усомниться в том, работает ли модель либеральной демократии. Всё это совпало с усилением агрессии Кремля на международной арене, поскольку Москва нацелилась на укрепление своего влияния в Европе при помощи коррупции, пропаганды, дезинформации и поддержки политических оппозиций и маргиналов.
Слабые демократические институты наряду с усилиями России стали причиной возникновения внутригосударственных тенденций, которые ослабили демократические достижения восточноевропейских стран. Коррупция стала реальной проблемой в регионе: по данным Transparency International в 2008-2011 годах произошло снижение показателя восприятия коррупции среди большинства западных соседей Украины, включая Чехию, Словакию, Румынию и Венгрию (изменения методологии расчёта индекса не позволяет включить данные за 2011-2012 гг., чтобы продемонстрировать стабильность тенденции). Эти оценки имеют огромное значение, поскольку они служат ключевым показателем уязвимости стран к влиянию России. Только после агрессии России в 2014 году в Украине регион активизировал свои усилия по борьбе с коррупцией, о чем свидетельствуют общее улучшение показателей индекса восприятия коррупции начиная с этого года.
Читайте также: Reuters: Тиллерсон: США могут решить проблемы и снять напряжение
Единственным исключением из этой картины является Венгрия, в которой ситуация ухудшилась. Венгрия продемонстрировала один из самых заметных поворотов в демократиях региона. После того, как партия антииммигрантов Фидес выиграла парламентские выборы в 2010 году, в стране пять раз вносились поправки в конституцию, в основном в отношении порядка всенародного голосования и выборов. Партия также смогла повысить государственный контроль над судебными органами, средствами массовой информации и Центральным банком, а также расширила полномочия местных партийных руководителей. Антилиберальные политики Венгрии увидели в России альтернативу европейской модели, поэтому пророссийская риторика быстро распространилась по стране. Кремль использует экономические рычаги влияния на политическую жизнь. В этом контексте обсуждается возможность строительства Россией в Венгрии АЭС «Пакс». По сообщениям, проект позволит правящей партии напрямую извлекать выгоды при помощи лазеек в законодательстве о закупках.
В тех странах, где ее экономическое влияние существенно, Россия активно лоббирует принятие нужных ей политических решений. Тем не менее, государства способны успешно ограничить это вмешательство. Одним из примеров является Латвия, которая зависит от российской энергетики, а также в финансовом и в транспортном секторах располагает большим количеством клиентов из России. Но антиевропейские настроения в стране слабые, поскольку правительство активно работает над тем, чтобы противостоять пропаганде и бороться с коррупцией, о чем свидетельствует ежегодное улучшение в Латвии индекса коррупции с 2012 по 2016 годы.
Читайте также: The New York Times: Белоруссии как никогда трудно балансировать между Россией и Западом
Чешская Республика также была одной из первых стран, которая признала угрозу российской пропаганды и создала Центр борьбы с терроризмом и гибридными угрозами. Однако здесь успех неоднозначен. Последние опросы Международного республиканского института показывают, что 25% населения Чехии доверяют так называемым «альтернативным СМИ», которые часто продвигают антиевропейские, антинатовские и антиамериканские позиции. Кроме того, ситуация с коррупцией в стране не улучшается. Активность пророссийских деятелей составляют хоть и небольшую, но весьма важную часть чешской политической жизни, они представлены на всех уровнях политического общества, в их число входит и президент Чешской Республики Милош Земан.
Антилиберальные тенденции последнего времени особенно беспокоят одного из сильнейших союзников Украины, Польшу – бывшую в свое время центром демократии в Восточной Европе. После того, как в 2015 году к власти пришла Партия права и справедливости Польши (PiS), она предприняла шаги для усиления политического влияния на государственные органы, которые следят за соблюдением конституции, ограничения независимости общественного радио и телевидения, а также для снижения уровня местного самоуправления. Критическое отношение со стороны польского правительства к ЕС растет и приблизилось по уровню неприязни к популистским движениям Франции и Германии. Вполне возможно, что Россия стимулировала распространение антиукраинской риторики в Польше, пугая поляков нашествием беженцев и мигрантов из Украины, а также подняла на всеобщее обозрение спорные вопросы общей истории соседних стран. Неудивительно, что в 2016 году ситуация с коррупцией в Польше не улучшилась - практически в первый раз за последние тринадцать лет.
Нужно отметить, что растущий евроскептицизм и антиамериканизм в регионе угрожает нарушить единство европейских союзников по многим критическим вопросам, в том числе и по Украине. Россия играет активную роль в подпитывании процесса, конечная цель которого - поместить Украину в положение международной изоляции и уничтожить европейское единство. Эти усилия находят благодатную почву в местах, где демократические институты слабы. Европа должна предпринять согласованные усилия для укрепления единства и развития ответных мер в рамках всего ЕС. Тем временем Украине необходимо укрепить собственные демократические институты, бороться с коррупцией, создав независимый суд по борьбе с коррупцией и тесно сотрудничать со своими соседями в целях укрепления связей и борьбы с пропагандой. Растущее влияние России в Восточной Европе должно стать сигналом для США о важности продолжения поддержки демократии в регионе. В эпоху гибридной войны связь между демократическим устройством и безопасностью региона очевидна.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки