"Русский мир" vs украинская церковь: как наступают московские попы
К вселенскому патриарху Варфоломею пока апеллируют как Киев, так и Москва. Предмет спора, в которой Варфоломей выступит арбитром, касается автокефалии украинской церкви.
7 сентября, во время ежегодного обращения к депутатам Верховной Рады Петр Порошенко заявил, что сделает все для того, чтобы в Украине была своя автокефальная православная церковь. Президент сообщил депутатскому корпусу о том, что он "лично написал письмо Варфоломею I", и что эта часть его выступления в парламенте "адресована не только депутатам и всему украинскому народу".
Порошенко выразил надежду, что патриарх Варфоломей услышит его слова, а потому обратил его внимание "на наличие твердой политической воли решить эту проблему, которая существует еще с 1991 года". Президент уверен, что "Украина имеет право на поместную Церковь". Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что "появление поместной церкви не означает появления государственной церкви или ограничения прав других православных конфессий".
Читайте также: Патріарх Кирил заявив про свою непогрішимість: "Не згодні – на пенсію"
Это - официоз, который нельзя было не процитировать. А теперь разберемся с дефинициями и вспомним недавнюю историю.
"Второй" Рим - "Третьем": даже не мечтайте
Автокефальная, или поместная церковь - это церковь (в украинском контексте), полностью отделена и унезависима от Москвы и Московского патриархата. Последний, как известно, не признает УПЦ КП, считая киевский престол нелегитимным.
А вселенский патриарх Варфоломей I - это и лицо, которое, грубо и упрощенно говоря, выдает санкцию на существование подобной суверенной церкви.
Сам Варфоломей, который также носит титул предстоятеля Константинополя - Нового Рима, является главой Константинопольской православной церкви. Эта церковь также называют "первой в диптиха", или "первой по чести". Она - краеугольный камень православия. А ее глава, соответственно, «старший» среди других глав церквей.
За приверженность Константинополя Киев и Москва борются фактически с момента распада СССР. При этом чашу весов, которые держит Варфоломей, склоняются то в одну, то в другую сторону.
Так, в начале 1990-х, Варфоломей решительно поддержал Москву. "Патриарх Варфоломей I официально провозгласил, что вселенский патриархат признает только одного канонического митрополита Киевского, Его Высокопреосвященство Владимир (Сабодан), митрополита Киевского и всей Украины", - говорилось в резолюции, составленной по итогам встречи Варфоломея и московского патриарха Алексия II, состоявшейся в 1993 году.
Однако прошло десятилетие, и ситуация начала меняться. В 2004-м Варфоломей отверг концепцию РПЦ "Москва - Третий Рим". Претензии России на то, чтобы считаться "Третьим Римом" (читай: колыбелью православия) константинопольский патриарх назвал "богословски несостоятельными". Примерно с этого момента началось охлаждение между РПЦ и Варфоломеем.
Еще больше конфронтация углубилась в 2008-м. Тогда Варфоломей совершил страшный "грех": он прибыл в Киев по приглашению руководства Украины. Участие патриарха в юбилейных торжествах, посвященных 1020-летию крещения Киевской Руси, вызвали острое недовольство со стороны РПЦ и власти РФ.
И - надо сказать - зря. Ведь в Киеве Варфоломей сказал мало обнадеживающего. Вопрос автокефалии для Украинской церкви перед ним поднимал тогдашний президент Украины Виктор Ющенко. Но Варфоломей, обращаясь к украинской нации, изрек такое.
Он заявил, что "не претендует на расширение своих канонических полномочий", подчеркнул, что Большой Константинопольский собор осудил "любые сепаратистские, этнофилетические и националистические тенденции в церкви", напомнил ряд исторических прецедентов и дал понять, что "церковь-мать" имеет не только право, но и обязанность поддержать в пределах устоявшейся православной традиции любое конструктивное и перспективное предложение, которое как можно скорее ликвидировала бы опасные разделения в церковном теле, "чтобы зло не стало больше".
На первый взгляд, может показаться, что, прячась за подобным высокопарным словоизвержение, Варфоломей не сказал Киеву ни "да", ни "нет". Но он все-таки сказал "нет", ведь никакого признания Украинская православная церковь Киевского патриархата так и не получила.
А в 2010 году, во время визита в Москву, патриарх Варфоломей призвал украинских прихожан "не колебаться, а присоединяться к канонической церкви, которая является кораблем спасения". Понятно, что этот "корабль спасения" имел московскую прописку. Казалось, что дело с автокефалией снова зашла в тупик.
Но чашу весов качнулись в очередной раз.
Борьба обостряется
Патриарх РПЦ Кирилл, который вступил на престол после смерти Алексия II, допустил значительную ошибку. Он начал угрожать Варфоломею I, забыв и о церковной иерархии, и о правилах хорошего тона.
22 января 2016 в Швейцарии состоялось собрание глав православных церквей, куда прибыл и Кирилл. Там глава РПЦ выступил с речью настолько "яркой", что Киевский патриархат охарактеризовал эту речь как "недостойную сана архиерея" и призвал Варфоломея среагировать на подобное поведение.
Однако что же произошло в Женеве? Добрый отчет оттуда предоставило издание The Economist, несколько абзацев из статьи которого мы процитируем.
"Прибыв в Швейцарию, патриарх Кирилл выступил с тщательно выверенным заявлением (...) важный момент (его) касается Украины. Крупнейшими православными институтами в этой стране является всемирно известная Украинская православная церковь Московского патриархата и существующий 25 лет Киевский патриархат, который активно поддерживает украинскую независимость и борьбу властей против повстанцев-русофилов на Востоке. Эти объединения ведут абсолютно одинаковые службы, и главное отличие между ними в том, что они молятся и подчиняются разным епископам.
Для человека со стороны весьма примечательно то, что тысячи приходов по всей Украине, в том числе некоторые величественные места поклонения, сумели остаться под церковной юрисдикцией Москвы, хотя между украинской армией и боевиками, которые пользуются поддержкой российского руководства, идет жестокая война. В рамках стратегии выживания глава Украинской православной церкви митрополит Онуфрий тихо позволил своим прихожанам не молиться публично за московского патриарха, если они ходят на службу в тех местах, где сильные антироссийские настроения.
Однако патриарх Кирилл выступил в Женеве с протестом, заявив, что 30 храмов были "насильственным путем" захваченные в УПЦ Московского патриархата и переданы Киевскому, и как минимум десять других церквей "находятся под угрозой нападения раскольников и националистов, которые выдают то, что происходит за якобы добровольный переход верующих в так называемый Киевский патриархат ".
Российский иерарх пожаловался, что некоторые епископы, которые утверждают, что они действуют по указанию Варфоломея побывали в Украине и выразили свою поддержку киевской церковной власти, создав тем самым "соблазн" для верующих и духовенства Украины. Его действующий на подсознание сигнал можно истолковать так: даже не думайте о том, чтобы оказывать помощь и признавать Киевский патриархат, потому что в противном случае все дальнейшее внутриправославное сотрудничество будет приостановлено до особого указания.
Эксперты по религии в предупреждении Кирилла прежде всего увидели выпад против Варфоломея. Как в Украине, так и в диаспоре есть много украинцев, которые мечтают о том, чтобы у них в стране была единственная православная церковь, политически близка к Киеву, а духовно - к древнему престолу Константинополя. Иными словами, к патриарху Варфоломею.
Во время визита в Украину в 2008 году Варфоломей постарался сохранить деликатное равновесие, признав законность власти Московского патриархата в этой части мира, и в то же время ободрив украинцев, которые мечтают о единой и независимой церкви. Патриарх Кирилл четко дал понять, что если такое случится, в мировом православии может произойти мощный раскол ", - пишет The Economist.
Настроения патриарха
Итак, все выше сказанное произошло в январе прошлого года. А уже 10 марта 2016-го Варфоломей I принимал в своей резиденции супругов Порошенко. Президент с супругой встретились с патриархом в рамках официального визита главы украинского государства в Турцию. Далее - слово пресс-службе Петра Порошенко.
Как передавали спикеры, президент Украины сообщил, что на встрече с Варфоломеем они говорили "о единой поместной православной церкви, к которой стремится и которой ждет украинский народ".
Порошенко выразил благодарность патриарху Варфоломею за диалог о будущем Украины и за "огромную помощь, которую украинский народ получает от патриарха - постоянную заботу, постоянную молитву об Украине, о ее процветании, о мире на украинской земле, за постоянную помощь, которую мать-церковь оказывает Украине".
В свою очередь, на брифинге для журналистов по итогам встречи патриарх подчеркнул важность визита Петра Порошенко для взаимных отношений, выразил ему удовольствие и благодарность, а также поддержку в установлении мира в Украине.
Этим, однако, главные события 2016 года, которые касаются церковной сферы, не закончились. Наоборот - они только начинались.
Ведь с 19 по 26 июня 2016 на греческом острове Крит проходил собор, на который были приглашены представители 14 автокефальных православных церквей. Из них десять приняли приглашение, а четверо уклонились от него - в частности, и Русская православная церковь.
Чтобы оценить масштаб события, следует заметить, что история православной церкви насчитывает всего семь вселенских соборов. Последний раз православные собирались узким кругом в ... восьмом веке новой эры, то есть 1200 лет назад. А к церковному саммиту на Крите готовились примерно с 1925 года.
Учитывая все приготовления, демонстративное пренебрежение Москвы должно было показаться "критянам" мегапощечиной. Что, очевидно, так и было. Но главное то, что в силу своего отсутствия на соборе Русская православная церковь не присоединилась к принятым на нем решениям.
Не присоединилась, но не исключает своего присоединения в будущем. Собственно, решение Критского собора РПЦ использует для открытого шантажа. Она намекает Варфоломею, что может поддержать собор, однако цена вопроса - все та же украинская автокефалия.
"Москва в дальнейшем торгуется через Критский Собор. Понимая его исключительную важность для вселенского патриарха (как предстоятеля и как личности, потому что это фактически главное дело его патриаршества), МП стремится выторговать себе самое важное: в обмен на присоединение к решениям Собора получить гарантию непризнания автокефалии Церкви в Украине.
Фанар (официальная резиденция Варфоломея I - "24") наоборот - пытается добиться признания решений Собора без связывания рук в "украинском вопросе". Ведь такой сценарий уже был в 2008-2016 гг., И завершился он обманом со стороны Москвы, попыткой сорвать собор и непризнанием его решений. Поэтому у Фанара нет никаких оснований доверять МП сейчас ", - пишет в своем блоге епископ Евстратий Зоря (УПЦ КП).
Заря добавляет, что ритуальными танцами вокруг Критского собора дело не ограничивается. Цель Москвы - привлечь Варфоломея в Россию. Вероятность такого визита, по данным Зари, обсуждалась совсем недавно.
"19 сентября шеф московской церковной дипломатии митрополит Иларион Алфеев посещал вселенского патриарха Варфоломея в его резиденции на Фанаре. По сообщению греческих источников, во время визита он передал приглашение российского патриарха Кирилла посетить в декабре в Москву на празднование 100-летия Поместного Собора 1917-18 гг . и восстановление в РПЦ патриаршества ", - пишет Заря.
Но "официальный сайт дипломатического ведомства МП ничего не сообщает ни о приглашении в Москву, ни о содержании переговоров. Что может означать одно - стороны не договорились. Бегло это подтверждают и греческие источники, указывая на то, что вопрос визита должен обсудить Синод".
Читайте также: Патріарх Кирил намагається поставити себе в роль "московського папи", – Зоря
О чем еще это может свидетельствовать? - задается вопросом епископ Евстратий.
Кроме попыток решить "украинский вопрос", речь также идет о повышении статуса патриарха Кирилла, который примеряет на себя роль "московского Папы".
Ведь известно, что в западной традиции толкование соборных механизмов считается, что именно санкция римского понтифика предоставляет решением Соборов окончательную легитимность. Так хочет поступить и Кирилл - если и согласиться на решение большого собора 2016 года, то вместе с этим показать, что без санкции Москвы соборные решения не могут вступить в силу. То есть по факту он хочет утвердить за собой то первенство, которое исторически принадлежит Константинополю. Надеюсь, что на Фанаре понимают, которого "троянского коня" хочет им подарить МП, - резюмирует Заря.
Надежды киевского епископа хотелось бы разделить. Однако некоторые российские СМИ все же сообщают о том, что визит Варфоломея в Москву состоится. И даже называют дату - декабрь 2017 года. Полную ясность в этот мог бы внести Константинополь, или же Стамбул, но пока Стамбул молчит, и вместо него говорит Москва. "Третий Рим" не дает покоя другим мировым столицам. Впрочем, как и всегда. Ведь жить без раздора и вражды на его территории так и не научились.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки