В Крыму российские захваты земли вызывают возмущение местного населения, – The New York Times
Более трех лет назад Россия вырвала Крым у Украины, и полуостров переживает продолжительный период недовольства.
Сомнительные кремлевские назначенцы оказываются столь же коррумпированными и некомпетентными бюрократами, как их украинские предшественники. Международные санкции, от которых отмахивались в пьянящие дни сразу после российской аннексии, спровоцировали скачок цен на продукты и бесконечно усложнили повседневную жизнь, например, в плане банковских операций и путешествий.
Но, возможно, больше всего крымчан возмущает то, что правительство тащит тысячи жителей в суд, чтобы конфисковать небольшие земельные участки, бесплатно розданные в ходе предвыборной кампании 2010 года, когда украинцы контролировали черноморский полуостров.
Жители Севастополя, прославленного в исторических битвах, который сегодня является местом базирования российского Черноморского флота, были среди самых ярых сторонников России, когда она аннексировала Крым.
Но это было тогда.
"Я поддерживал воссоединение, потому что я думал, что с приходом России ситуация улучшится, – говорит Ленур Усманов, редкий представитель крымско-татарского меньшинства, который открыто поддерживал Кремль, а теперь перешел в лагерь протестующих, – Но ничего не изменилось".
Евгений Джемаль, активист-адвокат, борющийся против массовой экспроприации земельных наделов, высказался короче: "Эти ничем не лучше чем те, что были при Украине. Ничего не изменилось".
Читайте также: НЕ украинский Крым, или Демографическая комбинация Путина
На этой неделе ООН опубликовала отчет, где обвиняет российские службы безопасности в "тяжелых" нарушениях прав человека, совершенных после аннексии полуострова. Множество эпизодов злоупотребления властью относятся к периоду, последовавшему непосредственно после аннексии, и были направлены против тех, кто сопротивлялся захвату. Россия отвергла этот доклад как "абсурдные" выдумки, распространяемые противниками.
Местные жители сосредоточены на критике разного рода. Они неизменно поносят новых бюрократов как "саквояжников", а когда речь заходит о конфискации земли, используют другое слово – "варяги", которое раньше означало чужаков-викингов.
Администрация Севастополя заявляет, что она должна изъять как минимум 10 тыс. участков, чтобы принять рациональный план развития. Владельцы возмущаются, утверждая, что "массовый захват земли" принесет пользу бесчестным девелоперам и высокопоставленным чиновникам, которые жаждут прибрать к рукам протяженные участки отборной прибрежной собственности.
"Никто не думал, что будет так плохо, что вдруг появятся такие проблемы, как земельные участки, – сказал корреспонденту Роман Кияшко, дородный мужчина, кандидат в губернаторы от КПРФ, чьей предвыборный слоган "Ваш человек из Севастополя" подчеркивает его корни, – Российские чиновники действуют как слон в посудной лавке. Они просто реализуют свою политику, не считаясь ни с чьим мнением".
Читайте также: Умеров закликав Україну наполегливіше боротися за повернення Криму
Тем не менее, многие крымчане отмечают, что их недовольство еще не переросло в желание пересмотреть результаты непризнанного на международном уровне референдума от 2014 года, на котором они в большинстве своем проголосовали за воссоединение с Россией.
Силовой захват Крыма, совершенный в 2014 году, отмечался по всей России как акт долгожданного восстановления утраченного статуса сверхдержавы. Это сделало президента Владимира Путина дико популярным. Кремль явно надеется и впредь играть на этом, не случайно следующие президентские выборы запланированы на 18 марта 2018 года – четвертую годовщину включения аннексированного Крыма в состав Российской Федерации.
Но для многих, однако, эйфория вокруг этой даты прошла точно так же, как хмель старого шампанского.
Главной мишенью разгневанных севастопольцев является 40-летний Дмитрий Овсянников, один из представителей нового поколения молодых губернаторов по всей России. Он был назначен исполняющим обязанности губернатора Путиным в прошлом году и настроил против себя многих севастопольцев, заполнив практически все административные должности привезенными из Москвы коллегами. Даже некоторые местные чиновники, которые поддерживают Путина, приватно задаются вопросом, почему президент выбрал кого-то столь чуждого.
В начале сентября Овсянникову удалось выиграть редкие губернаторские выборы. Но аналитики приписали это удручающей явке, составившей менее 33%, и поддержке Путина.
Путин эксплуатировал культовый статус Крыма во время захвата Крыма, обещая спасти Черноморский флот. "Я помню, как в середине 2000-х приехал сюда впервые, я почти заплакал, потому что Севастополь – особенный город для каждого русского – был в ужасном состоянии", – сказал Путин в ходе недавнего визита.
Некоторые севастопольцы плачут сегодня, но они верят, что Путин снова должен их спасти.
"Путин не знает, что творят эти негодяи – они хотят захватить всю нашу землю!", – воскликнул какой-то человек во время небольшого несанкционированного протеста в начале сентября на площади Нахимова.
Читайте также: Крым глазами Запада
Севастополь имеет долгую историю продвижения своенравной политики и всякого рода демонстрирования силы, но в последнее время борьба резко обострилась, рассказывает Владимир Казарин, ректор Таврического Национального университета, бывший вице-губернатор Севастополя, который выступил против аннексии и был вынужден переехать в Киев.
"Севастополь снова становится одним из самых мятежных городов Крыма", – сказал он.
После аннексии Крым был разделен на два региона, Севастополь получил статус города федерального значения, а остальная часть полуострова стала Крымской республикой, российской провинцией с дополнительной автономией. В республике происходит то же, что и в Севастополе.
Например, правительство Симферополя, столицы Крыма, "импортировало" московского архитектора для надзора за генеральным планом регионального развития. Одно из первых ее предложений включало реконструкцию центральной площади Ленина и демонтаж статуи Ленина. Но вместо этого Симферополь избавился от нее.
"Крыму не понравилась эта идея уничтожения памятников", – сказал Александр Форманчук, один из старейших местных чиновников.
В Ялте конфискация земли привела к трагедии. Пожилой владелец прибрежного кафе, долгое время арендовавший это место, обнаружил, что его заведение снесено, а разрешение на ведение бизнеса выдано другому анонимному предпринимателю. В сентябре прошлого года он совершил акт самосожжения в городском парке.
Олигархи и другие богатые бизнесмены, по большей части украинцы, потеряли миллиарды долларов в виде имущества, экспроприированного после аннексии, Но борьба за землю в Севастополе, как кажется, больше отражается на обычных людях – учителях на пенсии, ветеранах ВМФ.
Пока город подал 3,8 тыс. исков, и ожидаются новые суды. Некоторые процессы, вероятно, коснутся давно брошенной военной собственности советских времен. "Представители власти просто смеются над нами, – сказала 60-летняя пенсионерка Любовь Звоник, бывшая заведующая магазином, –У них к нам отвратительное отношение, поскольку сверху поступили распоряжение забрать нашу землю".
Когда-то Севастополь был одним из крупнейших центров оборонной промышленности страны. Но после распада Советского Союза в 1991 году все заводы закрылись, и земля осталась единственным значительным ресурсом, которым располагает город, рассказал ресторатор Николаев, который также сотрудничает с администрацией в сфере привлечения инвестиций.
Некоторые из конфискованных наделов "будут выставлены на торги, в которых могут участвовать инвесторы, другие, расположенные в охраняемых районах, останутся в собственности города", – сказал он, отметив, что украинские девелоперы часто обходили правила, прибегая к коррупции и другим средствам, что привело к "варварской застройке", оставившей "шрамы" по всему городу.
В то время как конфискация земли является самой горячей проблемой сегодня, жители Севастополя имеют длинный список жалоб.
Они рассказывают, что рабочие место в госучреждении стало равнозначно обладанию лицензии на воровство и вымогательство, волна за волной чиновников по всему Крыму увольняют за коррупцию или некомпетентность в масштабах больших, чем во время Украины. По словам экспертов, Россия вливает в экономику полуострова большие деньги – в прошлом году 650 миллионов долларов – и уровень коррупции повысился.
Санкции – это еще одна причина постоянного недовольства, из-за них растут цены на продукты питания и появляются неразрешимые сложности в банковской сфере, сельском хозяйстве, транспортировке и получении виз для выезда за границу. Опасаясь последствий международного уровня, ни одна крупная российская сеть супермаркетов, банк или другой бизнес не открыли свое представительство на полуострове после аннексии.
Большинство товаров приходится импортировать, используя ненадежный паром, что увеличивает цены. К концу 2018 года обещано закончить строительство моста в Россию. Российское федеральное агентство недавно обвинило импортеров бензина в сговоре по удержанию высоких цен.
Экономические тяготы и постоянное вмешательство Москвы заставляют даже высокопоставленных правительственных чиновников признать повсеместное разочарование, которое напоминает украинские дни. Кремль слишком торопится обращаться с Крымом как с остальной страной, несмотря на его долгую болезненную историю, сказал Александр Форманчук, умудренный опытом местный чиновник.
"Многие крымчане недовольны тем, что Центр управления федерациями пытается здесь делать то же, что и везде – применить силу, объясняя, что мы ничем не отличаемся от всех остальных, – сказал он, – Мы сами себя наказали, а теперь вы рассказываете как нам жить?".
Оригинал на The New York Times
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки