УПА и самураи
Украинские историки гадают, когда же состоялся последний бой УПА. Главная задача в этом – доказать, что бандеровцы «чинили опір» советской оккупации и во времена перестройки. Ан нет, в это время они уже переселились из землянок в Верховный Совет УССР.
Недавно на украинском радио выступал целый заместитель архива СБУ Владимир Бирчак. В его живописных рассказах о последних боях УПА в 1960-х годах все сводилось к одному: повстанец-одиночка либо небольшая группа живут в лесу, идут в ближайшее село, чем обнаруживают себя, скрываются, их окружает тысяча (не меньше) нквдистов, в итоге окруженные стреляются, не желая сдаваться живыми. Историк сообщил, что, согласно архивным документам, последний бой УПА состоялся летом 1967 года в Тернопольской области, аж при Брежневе. Советские отряды обнаружили повстанца, которого искали чуть ли не 20 лет, начали выкуривать его из укрытия, в итоге он облил себя нефтью и совершил самосожжение.
Читайте также: УПА: Українська повстанська чи повстанча армія?
После таких рассказов достаточно справедливыми были вопросы к докладчику от дозвонившегося на эфир слушателя из того же Тернополя: где историк накопал эти факты, почему все бойцы УПА кончают жизнь самоубийством, ведь на родной Тернопольщине все религиозные и богобоязненные люди, и вообще как у этого историка с психикой, все ли в порядке? Ответ был кратким: идите в архив и сами убедитесь в достоверности изложенных фактов.
Самое интересное, что эфир проходил под условной вывеской «Последние самураи УПА». Так заявил гость программы. Он обратился к аналогии с событиями Второй мировой войны, а именно к битве за Иводзиму, когда потерпевшие поражение японцы ушли в подполье и продолжали мстить и нападать на американцев.
У меня же к этой аналогии (УПА и самураи) возникло три замечания:
1. Культура самураев – это кодексы и этика, своя система поведения с жестокими наказаниями за ее нарушение. Следовательно, и нам пытаются навязать некую этику, сложившуюся в УПА. Декалог ОУН в помощь. Рассчитано на поколения, работает долго, тяжело искоренить.
2. Основное положение самурайской этики – это то, что путь самурая – это смерть. За ним сразу же следует то, что самурай – это слуга, который должен усердно и преданно служить своему господину, думать только о его благе, быть готовым совершить сэппуку по первому его требованию за малейший проступок, отправиться и на войну, и на обыденные, локальные, но весьма жестокие разборки с враждебным кланом. Приятно быть слугой? Феодальные порядки они такие.
Читайте также: Як концентрується воля українців?
3. Наконец заявленная аналогия настораживает, поскольку среди самураев было широко распространено мужеложство. Это явление подробно раскрывается в «Хагакурэ»: «Отдавать свою жизнь во имя другого человека — вот основной принцип мужеложства. Если он не соблюдается, это позорное занятие. Если же он соблюдается, у тебя не осталось того, чем бы ты не мог пожертвовать во имя своего господина. Поэтому говорят, что мужеложство – это нечто одновременно приятное и неприятное», – цитирует какого-то самурайского авторитета трактат.
Так что я бы предостерег сбушного историка от подобных, очень опасных в нынешнее патриотическое время сравнений.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки