Новая-старая схема оптимизации налогообложения от страховиков
В Украине страховой рынок возвращается в 2000-е г.г.. На фоне рецессии в экономике рынок демонстрирует безудержный рост. В первом квартале 2013 года, по данным Insurance TOP, страховщики собрали 7,6 млрд. грн. страховых платежей. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года рост составил 85%. Для сравнения: в первом квартале 2012 года объем собранных компаниями премий сократился на 26% относительно аналогичного периода 2011 года.
Нарастить бизнес, невзирая на экономический спад, компании смогли благодаря возрождению схем налоговой оптимизации и резкому всплеску спроса на такие услуги со стороны бизнеса. О реанимации страхового офшора заблаговременно позаботились депутаты. В прошлом году они отменили норму налогового кодекса, обязывавшую страховщиков перейти на общую схему налогообложения с 2013 года. Как следствие, страховые компании остаются в привилегированном положении: вместо 19% налога на прибыль они продолжают платить в казну 3% от валовых премий. Официальным предлогом для продления страховых льгот стали прогнозы о потерях госказны. Лоббисты особых правил налогообложения страховых компаний подсчитали, что после перехода страхового рынка на уплату налога на прибыль бюджет не получит от страховщиков ни копейки. Классические компании едва сводят концы с концами, а воротилы т.н. теневого бизнеса всегда найдут способ не делиться с бюджетом. Однако, попутно депутаты отменили и другой страховой налог — 3% на перестрахование у резидентов. Таким образом, они развязали руки компаниям, позволив тем развернуть бизнес по минимизации налогообложения предприятий. Несколько лет назад львиная доля серых операций проводилась именно под видом перестрахования на внутреннем рынке. Предприятия страховали псевдориски, уплачивая по договору страховым компаниям сотни миллионов гривен и таким образом уменьшая налогооблагаемую базу. Затем эти риски перестраховывались в трехчетырех компанияхрезидентах, чтобы сбить со следа налоговые органы. Пройдя цепочку из нескольких страховых компаний, средства обналичивались в основном через компанииоднодневки, большинство которых исчезало вместе с деньгами.
Благодаря таким манипуляциям удельный вес псевдострахования составлял 35– 40% от общего объема рынка, достигая 7–8 млрд. грн. ежегодно.
Введение налога на внутреннее перестрахование с 1 апреля 2012 года положило конец такой практике, поскольку схемы резко подорожали. Если в первом квартале 2011 года объем перестрахования резидентам превышал 3 млрд. грн. (основная часть этой суммы приходилась на оборачиваемые на схемном рынке деньги), то за январь–март 2012 года этот показатель сократился более чем в десять раз — до 233,4 млн. грн. Однако владельцы крупного бизнеса смогли убедить законодателей восстановить страховой офшор. Отмена перестраховочного налога в 2013 году вернула все на круги своя: по оценкам ЛСОУ, объем внутреннего перестрахования подскочил почти до уровня 2011 года, составив в первом квартале 2,5 млрд. грн.
Налоговая либерализация на страховом рынке оказалась как нельзя кстати. С начала текущего года вступили в силу новые правила уплаты налога на прибыль, предусматривающие ежемесячное внесение предприятиями авансовых платежей. Эта норма фактически нивелировала снижение ставки налога на прибыль, предусмотренное Налоговым кодексом на текущий год. «Предприятия вынуждены платить авансовые взносы, несмотря на уже существующие переплаты по налогу на прибыль. При этом авансовые платежи рассчитываются по более высокой ставке, действовавшей в 2012 году, то есть 21% вместо 19, предусмотренной на 2013 год», — отмечает Виктория Черновол, партнер «Делойт». Предприятия как никогда остро нуждаются в полном наборе минимизационных инструментов, среди которых страхование — наиболее простой и дешевый вариант.
Растущие нужды бизнеса в налоговой оптимизации будут и дальше обеспечивать работой страховщиков. При этом на схемном рынке уже начался передел: монопольное положение здесь постепенно занимают структуры, близкие к власти предержащей. «Уже сформировался пул из десятка компаний, которые предоставляют бизнесу такого рода услуги. По сути, можно говорить о том, что эти компании работают в «законе» — они подконтрольны чиновникам, управляемы и понятны. Именно они и будут генерировать основные финансовые потоки, не имеющие ничего общего с реальным страхованием. При этом количество классических СК будет уменьшаться, а объемы классического страхования в лучшем случае останутся на прежнем уровне», — полагает председатель правления одной из страховых компаний.
В отличие от оптимизаторов классические страховщики переживают не лучшие времена. По словам заместителя председателя Совета ЛСОУ Александра Залетова, сегмент рынка, связанный с предоставлением услуг физлицам (включает каско, автогражданку, страхование имущества, добровольное медицинское страхование и некоторые другие виды) в первом квартале показал рост всего на 7% (до 1,6 млрд. грн.). «Но если исключить из этого показателя страхование, связанное с потребительским кредитованием, которое также сложно назвать классическим, можно говорить, что рынок продолжает стагнировать», — отмечает он.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки