НБУ и ЕБРР в 2018 году сделают прорыв на рынке проблемных активов
Это иллюзия, что можно долго жить банковской системе с проблемными кредитами, имея достаточную ликвидность. Опыт многих стран показывает, что обострение кризиса «токсичных» активов наступает после начала роста экономики, после окончания периода спада. Кстати, сегодня в Украине по официальным данным не обслуживаются кредиты на общую сумму более 20 млрд. долл. США.
Правда, избавлялись от этой проблемы довольно эффективно пока лишь «дочки» западных банков-иностранцев, имея позитивный опыт работы своих материнских финансовых структур, а вот украинские коммерческие банки продолжали наращивать в своих кредитных портфелях безнадежные долги. Поэтому средний уровень NPL (non-performing loans - кредиты, которые не обслуживаются заемщиками) в нашем частном банковском секторе составляет 58%, в государственных банках Украины - 70%. Просто огромные тревожные цифры! К сожалению, принятый 14 июня прошлого 2016 года Закон Украины «О финансовой реструктуризации» (№3555) так до сих пор и не смог помочь решить эти сложнейшие проблемы необслуживаемых кредитов.
Что делать? Думаю, совершенно верно поступили в Национальном банке Украины и вместе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), не дожидаясь дальнейшего ухудшения ситуации на рынке проблемных активов, начали самостоятельно разрабатывать новый специальный законопроект для выполнения этих чрезвычайно важных задач по оздоровлению национальной банковской системы. При этом учли большой негативный опыт создания для реализации этой миссии так называемого «плохого» банка (bad bank) на базе Родовид Банка, учрежденного еще Постановлением Кабмина Н.Азарова и находящегося сегодня в стадии ликвидации. Но главное – добросовестно изучили успешный опыт решения подобных проблем финансовыми властями США и стран Евросоюза.
Читайте также: Коротко о скрытых резервах украинской экономики
Исследовательская работа ведущих аналитиков НБУ, а также привлеченных ЕБРР иностранных экспертов показала, что кредитные портфели, сформированные в последние годы коммерческими банками, в нынешних условиях требуют новых инструментов управления, поскольку механизмов, которые предусмотрены банковским законодательством Украины уже недостаточно для сохранения ими устойчивости и обеспечения надлежащего управления рисками. По большому счету, наступил момент, когда действующим украинским банкам и Фонду гарантирования вкладов физических лиц необходимо заняться оптимизацией издержек, а инфраструктура факторинговых компаний, а также закрытых не диверсифицированных корпоративных или паевых инвестиционных фондов под операционным руководством компаний по управлению активами (КУА) сейчас является востребованной, поскольку их можно считать наиболее удобным механизмом для выкупа, реструктуризации, сбора, локализации и последующего рефинансирования «плохих» долгов.
Именно эти субъекты рынка, как показывает зарубежная практика, могут изящно и эффективно бороться с просроченной задолженностью. Например, в США сразу после финансового кризиса 2007-2008 годов схема работы с банками и их проблемными активамисводилась к тому, чтобы « вылечить » кредитные учреждения и перезапустить процесс кредитования на основе подход а «сверху вниз». Это , как известно, треб овало много времени, которого сейчасу НБУ и финансово-экономического блока Кабмина В.Гройсмана нет , и наши власти это прекрасно сознают. Поэтому нынешнее руководство Нацбанка предлагает уже в следующем 2018 году, не дожидаться естественного восстановления национальной финансовой системы, сразу обеспечить необходимое кредитование через украинские банки , используя возможности компаний по управлению задолженностью (КУЗ) . Его подход - «снизу вверх».
Читайте также: Почему НБУ разрешил ввозить в Украину миллион наличных долларов без документов?
Следует заметить, что законопроект «О деятельности по управлению задолженностью», подготовленный НБУ и ЕБРР, предусматривает в краткосрочной перспективе, что банки смогут избавиться от всех «плохих» долгов или проблемных кредитов (NPL) на общую сумму в полтриллиона гривен. При этом, как недавно отметила замглавы НБУ К.Рожкова, целью данного законопроекта будут кредиты на сумму более 255 млрд. гривен, однако, в этот пул не войдут NPL, выданные в зоне АТО и в Крыму, кредиты связанным лицам, а также трансформационный кредитный портфель «ПриватБанка». Важно также подчеркнуть, что в соответствии с требованиями новой нормативно-правовой базы после внесения изменений и дополнений в Налоговый, Гражданский, Уголовный и Хозяйственный кодексы, в декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля» коммерческим банкам не надо будет получать у должников разрешение на продажу их кредитов, их будут лишь уведомлять о продаже или передаче долга в управление.
В свою очередь создавать компании по управлению задолженностью смогут физические и юридические лица, сформировав минимальный уставный капитал в размере не менее 30 млн. гривен исключительно деньгами, а не кредитами, займами или финансовой помощью, с обязательным внесением соответствующих данных в реестр финансовых компаний, который будет вестись в Национальной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг. Наконец, чтобы КУЗ получила статус государственной, у государства должна быть доля в уставном капитале свыше 50%. Надо сказать, что впервые после кризиса 2007-2008 годов именно американская администрация , внедряя новую программу поддержки банковского сектора США, изъявила желание установить партнерство с частным сектором для покупки « токсичных » активов на 0,5-1 трлн . долларов. С хемы тако го партнерства получил и название private-public financing partnership, основн ая иде я которых состо яла в создании нескольких отдельных фондов, управляемых частными инвестиционными менеджерами.
Таким образом, американские управляющие сами реша ли , какие активы покупать и по какой цене. При этом в инвест фондах США получили возможность участвовать и другие инвесторы, а государств оподдержи вало участников фонд ов кредитами. Вот и у нас в Украине предусматривается, что КУЗы будут самостоятельно разрабатывать различные варианты погашения задолженности, ее реструктуризации, управлять активами (в частности, передавать в аренду или лизинг третьим лицам), участвовать в процедуре финансовой реструктуризации. Также заслуживает внимания и изучения нашими чиновниками и законодателями инициатива правительства Германии о внесении изменени й в правила отчетности, позволяя частным банкам переводить средства в специальное управление фондированного долга. Эти управления, в свою очередь, должны вве сти процедуру постепенного «развязывания» и ликвидации этих задолженностей в промежутке 10, 20 и более лет.
В завершение замечу, на начальном этапе формирования такого рынка в Украине должен возникнуть некий финансовый навес. Т огда частный бизнес зайдет на этот украинский рынок, п отому что увидит, что здесь есть ликвидность. Еще раз подчеркну, если инвесторы увидят, что здесь можно зарабатывать, все уже завтра будут на этом рынке проблемных активов, и тогда тревожная ситуация в банковской системе Украины может резко измениться к луч шему. Да, украинскому р ынку нужна технология прорыва , и она уже подготовлена Нацбанком совместно с экспертами ЕБРР. Учитывая этот фактор, с надеждой смотрю в 2018 год. Только бы народные депутаты не затянули с принятием этого очень важного законопроекта.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки