До конца 2018 года НБУ не возобновит тренд на понижение учетной ставки
В конце прошлого 2017 года предрекал, что после принятого в горячке Верховной Радой госбюджета-2018 наши финансовые власти еще минимум дважды будут вынуждены поднимать учетную ставку НБУ. И все же теплилась надежда на здравый смысл, что в этом хаотичном движении по снижению уровня инфляции политики «наверху» остановятся, однако, уже 25 января этого года Правление Нацбанка подняло с 14,5% сразу до 16% учетную ставку, и 2 марта был очередной рекордный скачек ставки НБУ до 17%!
До каких высот теперь взлетят ставки по кредитам украинских банков?! Почему в других странах центробанки и правительства могут поддерживать национальные предприятия и население, а у нас нет? Судите сами, Банк Англии и в текущем 2018 году сохраняет базовую процентную ставку на уровне 0,5% годовых. Европейский центробанк пошел дальше, удерживает в этом году (в отличие от наших 17%) базовую ставку на уровне 0%, то есть раздает деньги даром. Ставки по маржинальным кредитам и депозитам в ЕС также не изменились — 0,25% и минус 0,4% соответственно. Кроме того, ЕЦБ подтвердил, что будет совершать ежемесячные покупки активов на 30 млрд. евро до конца сентября 2018 года.
Ну, и рекорд пока удерживает Швейцария, где процентная ставка составляет минус 0,75%, другими словами здесь решили доплачивать банкам за то, что они берут деньги в долг и кредитуют бизнес и население страны. Стратегическая цель такой политики – поддерживать национальную экономику и разгонять потребительский спрос. И кто теперь в Минэкономразвития и Минфине будет утверждать, что наши производители конкурентны на европейском рынке, а население - платежеспособно? Безусловно, надо признать, что у каждой страны свой финансово-экономический кризис. Да, у нас - свои опасности и проблемы, к сожалению, они после майдана-2 никуда не делись.
Например, уменьшился ли теневой сектор украинской экономики? Нет. Изменилась ли структура собственности финансово-промышленных групп местных олигархов? Нет. Разве увеличились прямые инвестиции, особенно из-за рубежа в основной капитал? Нет. Ничего не изменилось, только ухудшилась жизнь подавляющего большинства украинцев. При этом, как и до кризиса, продолжаем много тратить на топ-чиновников и народных депутатов, будто бы у нас все в порядке и мы все живем в достатке. А ведь дефицит государственного бюджета и долговая нагрузка неудержимо продолжают расти. И нет света в конце тоннеля.
Читайте также: Новому главе НБУ придется решать сразу несколько острых проблем и сложных задач – эксперт
Такое ощущение, что для министров В.Гройсмана самое главное – это каждую среду сообщать обществу новый импульс сильному социальному напряжению. Причем, для каждого такого месседжа есть свой стиль и драматургия. Созрели! Как будто мы не знаем, что делается на улицах и рынках. Но то, что в прошлую пятницу 2 марта с трибуны Верховной Рады заявлял хорошо известный мне с лихих 90-х годов в процессе приватизации сахарных заводов в Сумской области нынешний министр энергетики Игорь Насалик, даже если мы и найдем приемлемое решение по его просьбе, мы все равно откажемся от него из соображения: в цивилизованной рыночной среде этого не может быть, потому что в центре Европы этого не может быть никогда.
Думаю, этим политикам во власти психологическая инерция и комплекс неполноценности (другими словами недостаточная уверенность в себе и боязнь подвергнуть сомнению «достижения» местных олигархов), мешает увидеть сильные решения для развития украинских рынков и в целом экономики страны. Как отмечал Уолтер Келли: «Мы встретились с врагом, и этот враг мы сами». Или мы чего-то не знаем в закулисье, или Минфин с Нацбанком ведут самостоятельные игры, создавая огромные проблемы не только друг другу, а и всей украинской экономике.
Читайте также: НБУ презентував монети номіналом 1,2,5 та 10 гривень. ФОТО
Судите сами, 2 марта руководство госрегулятора, как уже отмечал, резко повысило учетную ставку НБУ с 16% до рекордных 17%. В тоже время министр финансов Александр Данилюк всё чаще стал сетовать на нехватку денег и повторять, что планирует получить в 2018 году от размещения евробондов 2 млрд. долларов США, то есть признал необходимость выхода на рынки капитала с размещением гособлигаций. Но разве господа не знают, что когда идет цикл повышения учетной ставки, тогда рынок облигаций - не привлекает инвесторов?! Даже Глава Совета НБУ Богдан Данилишин заявил, что повышение учетной ставки НБУ не окажет должного влияния на удержание инфляции. Как он подчеркнул, Правление НБУ опоздало с началом цикла повышения учетной ставки, поэтому очередное её повышение не повлияет на замедление темпов роста потребительских цен.
Или в Минфине снова хотят привлекать очень дорогие деньги и на самых невыгодных для Украины условиях? Или из-за некомпетентности им не хватает инструментов реагирования? В тоже время всем известно, что национальные финансово-промышленные группы – это мощный драйвер как роста, так и падения экономики и рынков страны. И, конечно, Кабмину В.Гройсмана очень трудно в эти дни совмещать два направления: стимулирование экономики и удержание сбалансированного государственного бюджета на 2018 год. Здесь эксперты видят существенные риски. Плюс для инвесторов и финансовых властей перманентно нарастают проблемы высокой инфляции и резкие колебания курса гривны. Поэтому для Нацбанка, судя по всему, главная задача в 2018 году – это удерживать инфляцию на таком уровне, чтобы она не была двухзначной, какой она является последние четыре года.
Конечно, инфляция вышла на такой высокий уровень и так долго там удерживается, прежде всего, из-за обесценения и нестабильности гривны. Думаю, в этом как раз и был существенный просчет финансово-экономического блока Кабмина, когда можно было всё же не допустить такого хаотического раскачивания национальной валюты. Правда, в последнее время комментарии представителей НБУ в части возможного очередного витка девальвации гривны стали носить достаточно жесткий характер, то есть руководство Нацбанка говорит о том, что при определенных условиях монетарная политика может и вовсе ужесточиться. Особенно, если будут формироваться негативные факторы для ослабления нацвалюты.
Действительно, в беседах с инвесторами и топ-чиновниками всё чаще стал отмечаться именно этот тревожный эффект переноса слабости гривны в инфляционный показатель (и он до сих пор, к сожалению, остается сильным). Следовательно, по оценкам украинских и зарубежных аналитиков, Национальный банк не будет возобновлять тренд понижения учетной ставки до формирования таких условий, когда гривна действительно стабилизируется, а еще лучше – если начнет реально укрепляться на валютном рынке. Свою порцию позитива сможет получить и украинский рынок ценных бумаг, находящийся до сих пор в длительном застое.
Именно при таком сценарии развития событий можно с уверенностью говорить о продолжительной фазе активности инвесторов с длинным денежным ресурсом и, соответственно, ожидать более-менее серьезного укрепления гривны (хотя бы с горизонтом в несколько месяцев). Далее можно ожидать от Национального банка решительного шага по понижению своей учетной ставки. Но, думаю, этого мы еще не увидим до конца 2018 года. И нет сомнений, что тогда же Кабмин и руководство НБУ возобновят стимулирование кредитования предприятий реального сектора экономики, наконец, тогда же появятся денежные средства для балансировки государственного бюджета 2018 года.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки