Atlantic Council: Как не пустить Кремль и олигархов в украинскую власть
Как-то раз в Киеве ко мне подошел один из лучших политических аналитиков Украины. Он спросил меня, чего бы хотели Соединенные Штаты от следующих президентских выборов в Украине, намеченных на март 2019 года. Я сказал ему, что у Соединенных Штатов фаворита нет. И не будет.
Мой собеседник остался очень недоволен ответом. Почему Запад не выберет своего кандидата и не инвестирует в его кампанию 150-250 миллионов долларов, как того требует победа? И русские, и олигархи делают это. Почему американцы не поступают рационально?
По утверждению еще одного эксперта популярный кандидат может выиграть президентскую гонку всего за 40-50 миллионов долларов, но это также большие деньги. Для сравнения, президентская избирательная кампания в Швеции стоит 12 миллионов долларов, в Германии – 90 миллионов долларов. Эти суммы включают в себя расходы всех кандидатов.
Мы продолжили обсуждение персоны украинского олигарха Виктора Медведчука, который считается главным действующим лицом Путина в Украине. Он был одним из первых людей, которых США подвергли санкциям за оккупацию Россией Крыма 17 марта 2014 года, но он процветает в Украине, чувствуя себя абсолютно свободно.
Читайте также: Выборы-2019: Конкуренция идей, а не болтовня
Он, как предполагается, только что купил в Украине три телевизионных канала – 112, NewsOne и ZIK – очевидно, в целях подготовки к президентским выборам. Эти каналы ориентированы на популистский электорат. Излишне говорить, что никто не думает, что Медведчук купил эти телеканалы за собственные деньги – его финансирует Кремль.
Украинский олигарх Дмитрий Фирташ по-прежнему владеет телеканалом "Интер", и мы знаем, что он получил свои деньги от "Газпрома" и "Газпромбанка".
Затем мы обсудили, кто стоит за конкретными кандидатами. Можно увидеть четкую картину: полдюжины украинских олигархов, предположительно, финансируют до восемнадцати потенциальных кандидатов в президенты. У серьезных олигархов по три кандидата в игре: один из них их фаворит, один имеет шансы на победу, и еще один – "технический". Картина напряженной игры в покер в комнате, заполненной дымом, до самого рассвета, хорошо иллюстрирует происходящее.
Наш разговор отражает украинскую реальность и то, что с ней не так. В идеале Украина должна произвести три крупных изменения, чтобы снизить вероятность того, что ее президентские выборы будут в прямом смысле куплены.
Во-первых, нужно снизить степень власти президента, превратив Украину в парламентскую республику. Конституция Украины с поправками, внесенными в декабре 2004 года, представляет собой поспешно составленное лоскутное одеяло – ей не хватает согласованности.
Разделение власти между президентом и премьер-министром всегда было прописано нелогично. За исключением Франции, все страны Европейского союза имеют парламентские системы, которые более прозрачны и содержат больше сдержек и противовесов, чем президентские системы. Украинские олигархи готовы вложить огромные деньги в кандидата в президенты, потому что ожидаемые прибыли еще больше. Если у президента будет меньше власти, кандидаты в президенты получат гораздо меньшее финансирование.
Во-вторых, Украина может стать функционирующей демократией, только если расходы на политическую кампанию будут эффективно ограничены. В настоящее время может быть избран только один человек, которого поддерживает один из основных магнатов. Действующие законы о финансировании выборов слишком суровы – потому все признают, что они не могут применяться, и Украина в любом случае не применяет принцип верховенства закона.
Все страны Европейского союза ввели строгие правила финансирования избирательных кампаний. Во многих странах допускаются небольшие расходы со стороны государства, и эти правила соблюдаются. Две большие статьи расходов на кампанию – это телевизионная реклама и рекламные баннеры, которые на протяжении многих лет активно используют украинские неправительственные организации. Ограничения на финансирование может быть соблюдено, если законность, даже минимально, будет существовать. Надеюсь, новый антикоррупционный суд сможет изменить ситуацию.
Гораздо большую проблему представляет собой практика прямой покупки голосов. Один из моих собеседников утверждал, что половина украинского электората голосует за деньги и что стандартный платеж за один голос составляет 20 долларов. Таким образом, чтобы купить пятнадцать миллионов голосов, нужно потратить 300 миллионов долларов.
Читайте также: Абсолютно доречно радити Порошенку відмовитися від участі у виборах – Томенко
В конечном счете, никакие правила финансирования выборов не могут быть реализованы без установления прозрачности в самом широком смысле. Украина уже продвинулась в этом направлении, все банки-бенефициары были выявлены. Следующие шаги должны состоять в том, чтобы раскрыть фактических владельцев множества телевизионных станций Украины и начать публичный аудит избирательных кампаний.
Наконец, правоохранительные органы Украины должны ввести законы в отношении основных российских агентов и санкционированных лиц. Им нельзя разрешать владеть телевизионными станциями и финансировать президентские избирательные кампании.
Как можно позволить Медведчуку и Фирташу участвовать в этой игре? Любое финансирование со стороны Кремля или одного из его доверенных лиц должно немедленно лишить кандидата права баллотироваться.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал Андерс Ослунд, Atlantic Council
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки