Дела у нас идут не очень: от угроз и прямого насилия до подкупа и сладких обещаний
Ілюстраційне фото
Если имена не точны, то и дела не могут быть успешными. Вроде как из Конфуция.
Внимательно обозревая нашу новейшую историю, все эти многие попытки и метания, круговорот концепций и теорий от "крепких державников" до "европейского опыта" и кстати – весьма удручающие результаты всего этого движения – дела эти трудно назвать успешными. А все потому что имена не точны....
И я могу назвать вам "национальную идею" которая занимает умы и сердца многих, от "державников" до "активистов". Одним словом. Нет, это даже не этатизм и прочая "роль государства" и не просто культ Карго. Это нечто иное. И главным источником проблем является вот именно что неготовность вслух произнести то самое слово волшебное. А если правильное слово не называется, то и дела не идут успешно. И потому метания напрасные и суета, и отрицание понятного и очевидного.
И это слово волшебное – "покорность". Вот именно покорность пытаются внедрить и насадить в обществе самыми разнообразными способами от угроз и прямого насилия до подкупа и сладких обещаний. Дословно. Да, это слово уже давно не принято использовать в политике, идеологии и ее окресностях. Уж много сотни лет традиции в тех сферах совсем другие, и вместо упомянутой покорности там принято славить например свободу. Традиция, и тупо боязнь "отрицательных коннотаций", издержки столетий пропаганды. Но сути дела они ведь вовсе не меняют.
Читайте также: Украинцы перестали ощущать границы допустимого в битве за светлое будущее – журналист
И если мы вернем на место правильный термин, то сразу нам откроются новые возможности и горизонты. Ибо кроме термина "покорность" там есть еще и термин "покорители" к примеру. Что звучит гордо. Еще совсем недавно мы славили всяких гордых покорителей космоса (или Енисея) и подсознательные воспоминания об этом – живее всех живых, и дети что еще в те годы мечтали быть покорителями чего то там – таки продолжают реализовывать программу подсознательную. И то, что покорители (и именно они) имеют право священное ездить на широких джипах (а не просто госчиновники, или к примеру "видные общественники") это тоже достаточно логично. Ибо звучит гордо, и выглядеть должно прилично. И это стимул, мощный стимул, который игнорировать нельзя.
А есть еще слово "покорность", которое само по себе тоже часто упоминалось, и далеко не только в отрицательном контексте. Ведь именно покорность часто упоминалась как залог (и предусловие) всякого гармоничного сосуществования. Начиная с семьи и заканчивая религиозными вопросами, но ныне даже у попов сей термин произносить слегка стесняются. Ибо прояснив тезу, нужно сделать и следующий шаг, прояснить и антитезу тоже, все те "отрицательные коннотации" в которых без сомнения тоже был вложен некий смысл. И его желательно понять, или хотя бы вспомнить, не отрицать бездумно мудрость многих поколений.
Да, если "покоритель" звучит гордо, то "покорившийся" уже не очень. Гораздо менее как минимум. Ибо это есть признак слабости, но и не только. Ибо это не только (и не столько) неспособность к эффективному сопротивлению сколько недостаток воли. Ну именно вот это подразумевается под этим термином. Хотя покорность воле божьей (например) может наоборот, считаться признаком духовной силы. Во всяком случае именно под таким соусом это попы подавали. И следует заметить что они не идиоты, и они вопросом этим упорно занимались на пару тысяч лет подольше чем наши активизды. То ценный коллективный опыт. А например покорность воле мужа (или родителей) весьма немало лет была фундаментом такого института как семья.
Там все понятно, и это кстати самый простой (и даже примитивный) метод всякого "общественного строительства", тот уровень через который давно перешагнула уж цивилизация. Но то она перешагнула, но не мы. Ибо дела у нас идут не очень (см. Конфуция), и мы упорно продолжаем поиски серебрянной пули, некоего ультимативного средства. Которое уже придумали, до нас задолго, и только наша нелюбовь к тут упомянутому термину мешает нам заметить это решение, которое лежит просто под носом. И кстати – использовать полезно опыт человечества и мудрость поколений ту самую. Ибо покорность – отупляет, но "покорительство" отупляет не меньше, если не больше. Закон природы, который человечеством открыт кстати тоже очень давно. Именно поэтому и был сам термин маргинализирован. И там реально существует рациональный бекграунд и вполне объективные факторы.
Так при "попытке что то сделать" всякие "покорители" считают основной причиной неудач – недостаточную покорность окружающих, тогда как "покорившиеся" в том ищут злую волю (или просто эгоизм) тех самых "покорителей". Типичная история. Но при том игнорируются собственно факторы объективные. Напрочь игнорируются, ибо "бороться за покорность" намного проще, легче и даже приятнее чем искать (и устранять) истинную причину затруднений. И если в средние века целые города вымирали от чумы или холеры, то это только потому что пересичные – недостаточно усердно молились, и вообще исчерпали долготерпение господне своими многочисленными и разнообразными прегрешениями. А иерархи церкви и государства тоже там дескать не были достаточно благородными и благочинными. Все просто. Но следует заметить что эта концепция им не позволила преодолеть и вообще изжить те негаразды.
Так и сегодня, все негаразды в нашей жизни происходят от того что пересичные – не слишком то хотят платить налоги или к примеру – тащить свое бабло в госбанки. Или к примеру ездить 50 км/ч в черте города. И потому понятна и идея, если их заставить, покорить – то и дела сразу пойдут на лад. Идея столь привлекательная своей простотой что тот соблазн "простых решений" просто непреодолим. Но дело тут не только в "покорителях", тут дело в "покоряющихся" тоже. Если мы видим причину негараздив в действиях каких-то "окружающих", если в своих бедах мы склонны винить кого нибудь другого, то идея "покорить" этого "другого", лишить его свободы действий (а значит изменить и сами его действия) выглядит вполне логичной. И потому подобный образ мыслей (и действий) вовсе не есть некоей экзотикой, скорее нормой. Скромное обаяние инфантилизма.
Но что нам скажет опыт поколений и прочей мировой истории? Ведь не напрасно прошли те самые тысячи лет, и пролились кстати реки крови, слез и пота? А опыт мировой истории нам кагбе намекает что та "покорность" без добросовестности не несет блага особого. Без стремления (и способности) сознательно и добросовестно действовать "во благо" или как минимум – воздерживаться от. И не напрасно даже в религии "покорность" эта самая была еще далеко не достаточным условием. А в социальной сфере – даже покорные рабы не только не заменяли "сознательных" граждан (свободных то есть), но и были сами по себе источником проблем. Это не я придумал, это жизнь придумала, и та история нам веско подтверждает. Но кроме того что сама "покорность" есть несамодостаточным качеством там есть еще проблема эксцессов "покорителей", которая усугубляет. Вот и выходит что на круг – овчинка выделки не стоит, что там проблем гораздо больше возникает чем решается.
Тут как в том анегдоте, здоровому спорт бесполезен, а больному он вреден. Вот так же и с "покорностью", без благонамеренности и прочего – оно не помогает, а при наличии - оно не нужно просто. И потому не есть решением проблемы, даже если на первый взгляд им выглядит. И цивилизация об этом догадалась достаточно давно. Вот потому и прозвучали вышеозначенные лозунги свободы, которым прямым текстом – то сих пор не многие решились возражать. А если и решились то с многими оговорками. Типа например рассовой неполноценности или иных "внешних факторов" которые всегда при том есть фактором дискриминации. Возврат к простым (и ясным) терминам реально раскрывает перед нами сокровищницу знаний и опыта истории.
С другой стороны термины неправильные – толкают нас в пучины заблуждений. Так например термин "законопослушность" который у нас популярен с "покорностью" не имеет ничего общего. Ибо покорность – она всегда некоей "воле", тогда как "законопослушность" касается лишь правил. И о том что закон есть "воля законодателя" тогда еще не знали когда придумали сам термин. Тогда источником закона был коллективный опыт (в виде обычая к примеру). И ереси позитивизма правового (про эту самую "волю законодателя") лишь исказили смысловое поле до неузнаваемости. И кстати "регуляция" это тоже не совсем "навязывание воли". Это всего лишь навсего установление "правил игры" в рамках которых у игрока сохраняется весьма широкая свобода действий. И это тоже не случайность, это на самом деле правило.
Читайте также: Нищета и преданность в одном патриотическом "флаконе". В России поставили памятник типичному россиянину. ФОТО
Вот потому и так унылы все наши попытки регуляции и "унормування" ибо мы пытаемся его использовать именно как способ "навязать волю", не считаясь ни с какими издержками. Типичная попытка забить гвоздь микроскопом. И потом постоянные удивления "мол как так вышло", что субъекты в рамках тех регуляций – творят дела даже более страшные чем и вовсе без них. А это не эксцесс и не случайность, и даже не "недоработочка", это железное правило, неизбежное следствие. Ибо любые регуляции есть лишь инструмент в чьих то руках. И мотивации оно не заменяет, и благонамеренности – тем более. И тот могучий инструмент каждый использует как может (и как хочет), и чем мощнее этот инструмент тем более масштабными последствия бывают. Особенно если еще декларативно – та "регуляция" дарует индульгенцию, если в теории она собою заменяет мотивации и "благонамеренность". Если законом подменяют право. Итог немного предсказуем, ага.
Ибо не даром было принято что за раба – ответственность несет его хозяин. За покоренного отвечает покоритель. И как только законодатели и прочие там регуляторы решили что они есть "покорители", и что они навязывают свою волю, то они получают и ответственность немедля. Теперь это уже они отвечают за все действия "покоренных", тогда как сами "покорные" лишены всякой ответственности за объективный результат своих действий. От "покоренного" никто не требует уже никакой "благонамеренности", но лишь той самой "покорности", ага. И получается как в той сказке про пошитье семи шапок из одной шкуры. То есть вроде "чего просили – то и сделали", но результат печален чуть более чем. И тут "покорность" эта самая может быть методом манипуляций ничем не хуже чем собственно "власть". Только плюс к тому – она еще и снимает всякую ответственность, лекарство тут оказывается куда хуже болезни.
Все это вещи давно известные и вполне самоочевидные, множество раз выбитые на гранитах истории и пером записанные во всяких конституциях и декларациях. Но мы то не читаем, мы читаем только мелким шрифтом, про всякий размер штрафов и прочие там полномочия регуляторов. И главный вопрос по прежнему "как заставить" а не "заставить ЧТО", и не "ЗАЧЕМ". Истоки этого дела кроются отчасти в исторической и политической традиции от Петра I и по большевиков включительно. Которые ведь тоже были знатными "покорителями", но даже их опыт исторический нас ничему не учит. Ибо ведь никакая "власть", никакая воля не могут "привести к благу" насильно. Особенно – целый народ, целую страну. Просто не хватит сил. Даже не "власти", и не "покорности", а именно что сил. Ибо за "покорных" думать должен "покоритель", и никак иначе. Но нельзя думать за миллионы, это нереально. И никакие технологии управления, никакая пропаганда и бюрократия и даже интеллект искуственный того не смогут сделать. Ибо главным ресурсом любого общества являются те самые мозги (и воля) его членов, а перемножить это все на ноль – это самоубийство.
Самоубийство общества, массовый суицид, и тому тоже весьма немало исторических примеров кстати. Это не метод задействовать ресурсы (причем главные) и их использовать "оптимальным образом" а способ те ресурсы уничтожить. Или еще того хуже – задействовать их на путь деструкции, мобилизовать на сопротивление общественным механизмом. Ибо как было уже сказано "стремление к счастью" есть не только правом неотьемлимым, но и природным свойством любого человека. И лишить его этого свойства – это уже даже не "покорение", это геноцид. Даже если под лозунгами "выведения человека нового типа". Ибо все равно это буквальный и формальный геноцид. И тоже множество тому в истории примеров, но снова мы не можем извлечь уроков.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки