MENU

The Washington Post: Несуразный роман Китая и России

5541 0

На этой неделе президент Китая Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин воспользовались удачным моментом – отсутствием президента Трампа на двух крупных саммитах. Путин посетил форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Сингапуре, а Си принимает участие в саммите АТЭС в Папуа-Новой Гвинее.

Си и Путин не только не пропускают глобальные мероприятия в Азии, страны которой рассматривают экономику как стратегическое оружие, но и отстаивают применение нового подхода к глобализации.

В последнее время и Си и Путин приохотились призывать к открытости и инклюзивности, заимствуя западную риторику, чтобы подогревать недовольство во многих государствах, больше всего выигравших от глобализации. В 2015 году они пообещали поставить свои подписи под документом Экономическое видение, расширенным политическим актом, поддерживаемым бесконечными совместными заявлениями и церемониями подписания, в том числе, состоявшейся на прошлой неделе.

Китайский проект "Один пояс, один путь" рассчитан на инвестиции в 1 триллион долларов в новую инфраструктуру и торговые соглашения и подразумевает укрепление культурных связей между более чем 80 странами. Евразийский экономический союз помещает Россию в центр единого рынка товаров, услуг, капитала и труда.

Читайте также: Курилы: Путин пытается поймать японцев на крючок

Проблема заключается не в том, что США не знают об этой угрозе, а в том, что нет согласованной стратегии решения существующей проблемы. "Москву и Пекин объединяет общая заинтересованность в ослаблении глобального влияния США, и в этом отношении они активно сотрудничают", – заключило в 2017 году Разведывательное управление министерства обороны США. Но кумулятивный эффект санкций США, наложенных на Россию, и пошлин США в отношении Китая может непреднамеренно стимулировать ту самую угрозу, которой Вашингтон стремится избежать: появление антизападного авторитарного партнерства между крупнейшей в мире ядерной державой и второй по величине экономикой мира.

Но этого кошмара еще можно избежать. К счастью, у китайско-российского партнерства остается привкус фальши, его поддерживают скорее лидеры в верхах, чем органичное развитие дел на местах. После каждого раунда церемонных подписаний документов и обещаний партнерского сотрудничества доминирование Китая не ослабевает – он  намного превосходит Россию по экономическим и демографическим показателям. Россия, имеющая долгую историю вторжений, не исцелится от параноидального страха перед приближением иностранных держав к ее границам в одночасье.

Но российские политики должны осознать, что экономическая мощь Китая столь же серьезна, как военная мощь Запада. Великие амбиции Китая распространяются на территорию России и ее соседей, но его инвестиции и инфраструктурные проекты еще не вызывают тревогу в Москве. Россия – страж, препятствующий сухопутной экспансии Китая вглубь западных регионов, но у Си теперь есть ключи от ворот – это инвестиции и уважение, которое он оказывает Путину, очутившемуся в экономической и дипломатической изоляции со стороны Запада.

Вашингтону следует уделять особое внимание рискам, которые несет китайский "Один пояс, один путь" в окрестностях России. Три из восьми стран с самой высокой долговой зависимостью от китайского кредитования – близкие соседи России: Таджикистан, Кыргызстан и Монголия. Китай может играть на слабости малых экономик, чтобы расширить свои пределы, как это было в 2011 году, когда он списал часть долга Таджикистана в обмен на спорную территорию. Неизбежно, по мере роста зоны экономического влияния, Пекин будет расширять сферу обеспечения безопасности. Китай налаживает выпуск военной техники и размещает тренировочную военную базу в Ваханском коридоре – труднодоступном регионе на востоке Афганистана – это заставляет предположить, что такое расширение уже началось.

Читайте также: Мечта Путина в одном анекдоте

Чтобы воспрепятствовать распространению той версии глобализации, которой придерживаются Си и Путин, Трампу нужно обновить торговую политику. Вчера был подписан меморандум о взаимопонимании для расширения торговли между АСЕАН и Евразийским экономическим союзом. Китай продвигает соглашение "Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство", которое вышло на передний план после того как Трамп вышел из поддерживаемого 12 странами Договора о транстихоокеанском партнерстве. Это может быть нелегко, но США  должны срочно вернуться в игру, возобновив выдвижение региональных альтернатив вместо ультиматумов в двусторонних отношениях.

И напоследок: старая добрая американская дипломатия принесла значительные плоды, но Соединенным Штатам пока нет необходимости выбирать между Россией и Китаем, как во времена Ричарда Никсона более четырех десятилетий назад. Благоразумнее работать селективно с обеими сторонами, смягчив риторику "либо с нами, либо против нас" и указывая на сферы уже существующего сотрудничества. Прежде чем машинально утверждать следующий пакет санкций, американским политикам следует четко оценить их долгосрочные последствия – например, поощрение развития альтернативных платежных систем, ущерб для доллара и вынужденное сближение конкурентов США.

Проявляя сдержанность и терпение, США смогут вновь стать естественным клином, вбитым между Россией и Китаем. По крайней мере, Америка не должна превращаться в мост, который их объединит.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на The Washington Post

Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини