Волох: Поддержка "новых лиц в политике" – это даже не рулетка, а ставка на зеро
О Макроне, его политической доблести и социализме в экономике на одном израильском примере.
В 2000-м году в Израиле случился кризис. Связан он был как с общей нереформированностью и традиционной, ещё с первых лет создания страны, социалистичностью экономики, так и с конкретным кризисом на NASDAQ – бирже высокотехнологичных компаний, где израильтяне традиционно сильны.
В стране ощущалась очевидная экономическая задница, исправлять которую, как вы наверняка понимаете, следовало одним путём – сокращением расходов бюджета, явно не соответствовавшим подупавшим доходам. Тогдашний премьер Ариэль Шарон дал министру финансов Нетанияху карт-бланш и пообещал полную поддержку в любом, самом непопулярном начинании в этом вопросе.
Читайте также: Обратите внимание на два тезиса, которые озвучил президент Франции
Естественным побуждением министра было найти "жир" в госрасходах и начать срезать его. Наиболее ярким примером "жира" были некоторые зарплаты в госсекторе и, особенно, в госкомпаниях. В электрической, телекоммуникационной госмонополиях, у работников портов и иных объектов критической инфраструктуры (в Израиле вследствие специфики географического положения и соседства почти все товары на экспорт-импорт идут через порты) зарплаты намного превышали средние по стране (то есть, на свободном рынке).
Проблемой было лишь существование там мощнейших, очень сплочённых, прекрасно скоординированных и имеющих крепкую политическую поддержку профсоюзов. Любая попытка посягнуть на совершенно грабительские зарплаты монополистов приводила к результату самому грустному – забастовкам, уменьшавшим доходы бюджета ещё пуще.
В те годы Израиль был чемпионом мира по количеству дней забастовок – это даже без того, чтобы кто-то посягнул на такого монстра, как Хеврат га-Хашмаль, угрожавшей при первых посяганиях выключить электрический рубильник всей стране.
Правительству пришлось сдаться и начать резать не по жиру, а по мясу и костям, сокращая пособия по старости, выплаты многодетным, матерям-одиночкам и пр. Это было несправедливо, болезненно (хотя и безальтернативно).
Я знаком с людьми, которые с тех пор зареклись поддерживать Нетаньяху на выборах вне зависимости от отношения к его дальнейшей деятельности. Но положение в экономике постепенно выровнялось, шекель крепко вырос к доллару, оба последующих мировых экономических кризиса Израиль прошёл с минимальными потерями, а темп экономического роста страны – самый высокий из промышленно развитых.
Читайте также: Следы Кремля на Елисейских полях
Конечно, сыграли роль и последующие реформы, и разумная политика Нацбанка, но все это не могло быть достигнуто без макроэкономической стабилизации, которая далась едва не кровью.
А теперь сравните это с действиями Макрона в похожей ситуации. Вместо увеличения доходов и сокращения расходов бюджета в своей кризисной экономике, он делает ровно противоположное, усугубляя кризисные явления! Вот уж поистине антипод баронессы Тетчер, слабак и популист. Даже если он и досидит положенный президентский срок, вряд ли останется в истории страны позитивным персонажем.
Для нас в истории с Макроном есть несколько уроков:
1) Западный мир из тренда популизма не вышел, так что, кризисы, вроде недавнего долгового, вполне прогнозируемы;
2) Будущее выживание Евросоюза не безусловно;
3) Поддержка "новых лиц в политике" – это даже не рулетка, а ставка на зеро.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки