Atlantic Council: Негативные последствия путинской стратегии
Принято считать, что президент России Владимир Путин ведет шахматную игру на международной арене, в то время как большинство западных лидеров играют в шашки. Его громкие выступления среди других мировых лидеров на саммите G20 в Буэнос-Айресе и во время парижских торжеств, посвященных столетию окончания Первой мировой войны, были отмечены фразами в очередной раз свидетельствующих о том, что Путин вернул России статус супердержавы.
Благодаря захвату земель в соседней Украине и Грузии, крупной военной интервенции в Сирии и кампаниям дезинформации по всему западному миру, экс-лидер КГБ, несомненно, вернул своей стране международное значение. Последние события в Азовском море, похоже, означают очередную тактическую победу с серьезными потенциальными последствиями. И все же, имели ли эти шаги запланированные стратегические результаты? Действительно ли Путин – главный стратег, манипулирующий в своих интересах незадачливыми европейскими и американскими лидерами?
Нет сомнений в том, что в Европе и Соединенных Штатах недостаток в мощных лидерах, но авантюризм России повлек за собой некоторые неоспоримо негативные последствия для правительства самого Путина. Одно из них – как представляется, необратимый раскол с многовековым социокультурным соседом Украиной; растущий список санкций против россиян и экономики; и, возможно косвенно, падение популярности Путина до уровня, которого не было с тех пор, как Россия аннексировала Крым в 2014 году.
Читайте также: Сазонов: Неужели лидеры ЕС осознали, что гопника нужно сильно бить, не теряя лишних калорий на уговоры?
Специальный представитель США по переговорам в Украине Курт Волкер заявил в октябре: "Украина сегодня более сплоченная, более националистическая, более ориентированная на Европу, НАТО и Запад, чем когда-либо ранее, и это является прямым результатом вмешательства России в Украину".
Существует множество доказательств в поддержку заявления Волкера, в том числе значительное увеличение поддержки украинцами идеи вступления в НАТО, а также резкое увеличение общественного неприятия России. После начала конфликта Европейский Союз стал крупнейшим торговым партнером Украины.
11 октября Константинопольский Вселенский Патриарх предоставил независимость Украинской Православной Церкви, отделив ее от Русской Церкви впервые с конца 17 века (1686 г.). Несмотря на нюансы этой деликатной проблемы, раскол является огромным ударом по самосознанию Москвы, претендующей на роль центра православного христианства, а также по мифу, согласно которому Путин увековечил себя в российской истории как защитник Русского мира.
Это представляет собой еще один важный, хотя и символический, шаг для Украины на пути выхода из многовековой тени своих северных соседей – тем более что Русская православная церковь в течение многих лет считалась близким партнером Кремля в распространении пропаганды российского правительства. Хотя ему, возможно, удалось вернуть Крымский полуостров и заблокировать вступление Украины в НАТО или ЕС в обозримом будущем, Путин войдет в историю как российский лидер, который подтолкнул Украину к окончательному разрыву ее политических, культурных и религиозных связей с предполагаемо братским ей народом.
Как хорошо знают российские наблюдатели, одной из главных стратегических целей Путина издавна было сеяние раздора и разобщенности между странами ЕС и НАТО. И все же, согласно сентябрьскому опросу Eurobarometer, в котором приняли участие представители каждой из двадцати восьми стран ЕС, 66 процентов респондентов заявили, что проголосуют за то, чтобы их страна осталась в ЕС, тогда как только 17 процентов заявили, что они проголосуют за то, чтобы уйти. Кроме того, 68 процентов респондентов заявили, что их страна выиграла от членства в ЕС, что стало самым высоким результатом с 1983 года.
С точки зрения отношений с Россией, ЕС продолжает применять санкции, связанные с Украиной, и только Италия заигрывает с идеей отмены санкций – вероятно, по крайней мере, частично, чтобы получить рычаги воздействия на Брюссель по другим вопросам. После отравления бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Соединенном Королевстве в марте западные страны продемонстрировали единство в осуждении попытки покушения на убийство на территории европейского государства. 15 октября Европейский совет принял новый режим санкций против тех, кто использует и разрабатывает химическое оружие, предполагающий замораживание активов и запрет на выдачу виз. После сообщений о том, что российские агенты пытались взломать Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге в апреле, лидеры ЕС на заседании Европейского совета в октябре призвали к "дальнейшему усилению сдерживания, устойчивости и ответной реакции ЕС в отношении химической, биологической, радиологической и ядерной угроз".
Читайте также: IntelliNews: США сообщили Украине, что в случае агрессии готовы отключить Россию от SWIFT
Таким образом, попытка убийства Скрипаля и последующие кибератаки привели к сильной и единодушной реакции, особенно по стандартам ЕС, и еще больше изолировали и даже смутили Кремль. Недавние фиктивные выборы на востоке Украины привели к тому, что в декабре ЕС ввел санкции еще против девяти человек. Между тем, санкции США, несущие множество проблем, а также целый спектр новых санкций, продолжают угрожать российским компаниям.
Несмотря на то, что Кремль пытался протолкнуть повествование о неэффективности западных санкций, цифры говорят о другом. Согласно исследованию Bloomberg Economics, санкции США и ЕС стоили России 6 процентов ВВП за последние четыре года. Опрос ведущих российских руководителей PwC показал, что 59% считают, что санкции Запада нанесли ущерб экономике. И согласно другому опросу, 86 процентов крупных российских компаний, работающих в основных секторах экономики, "серьезно обеспокоены" возможным расширением санкций США в ближайшем будущем.
Экономическое бессилие России усугубляется отсутствием предложений по какой-либо эффективной стратегии со стороны Путина. Реальные доходы продолжают снижаться, в то время как его недавний шаг по подписанию закона о повышении пенсионного возраста вызвал глубокое неодобрение и массовые протесты.
В опросе, проведенном избирательным агентством, близким к Кремлю, 45 процентов россиян заявили, что проголосуют за Путина – по сравнению с 67 процентами в начале 2018 года, и среди самых низких показателей поддержки российского правителя за последнее десятилетие. На самом деле, самый впечатляющий успех Путина в стране может заключаться в том, что он стал правителем, дольше всех пребывающим у власти со времен Иосифа Сталина.
В своем ежегодном внешнеполитическом выступлении в октябре Путин заявил: "Наращивание напряженности и истерия – это не наш путь... Мы не создаем проблем для кого-либо". Оставляя в стороне абсолютную нелепость этого заявления, факт заключается в том, что он создал несколько проблем для самого себя.
Путин, безусловно, воспользовался нерешительностью Европы и США и отсутствием согласованности политики, чтобы одержать краткосрочные и среднесрочные победы. И он продолжает использовать дезинформацию и отрицание ради большего эффекта. Тем не менее, при всех проблемных вопросах в Соединенных Штатах и Европе – которых много, как это обычно бывает в любой демократии , где существует политический плюрализм, – Путин не сделал ничего, чтобы добиться более светлого будущего для России. И поскольку внутреннее неодобрение сохраняется и даже усугубляется, он, вероятно, попробует свои силы в дальнейших вмешательствах в зарубежные страны, как военных, так и невоенных. В конце концов, он сам недавно озвучил связь, отвечая на вопросы об Украине: "Война помогает скрыть провалы в экономической и социальной политике".
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Atlantic Council
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки