MENU

Эксперт: Эрдоган повышает ставки в игре с Дональдом Трампом

3431 0

Вчера, 12 декабря, выступая на конференции в Анкаре, посвященной турецкой оборонной промышленности, Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал наземную военную операцию в соседней Сирии. Уже третью по счету за последние два года, пишет в блогах "Фокуса" Илия Куса. 

Восхваляя и превознося с присущем ему воинствующим пафосом успехи и достижения национального ВПК, Эрдоган в какой-то момент внезапно перешел к теме основных угроз безопасности для Турции. В который раз посетовав на активизацию "террористических элементов" у границ с Турцией и раскритиковав политику США по отношению к сирийским курдам, он объявил, что турецкая армия уже через пару дней начнет операцию в северной Сирии. 

Заявление Эрдогана было в некотором роде неожиданным. Конечно, угрозы начать силовую операцию против сирийских курдов звучат из его уст на протяжении всего текущего года. Однако до реальных действий пока не доходило, а каждое обещание президента Турции напасть на северо-восток Сирии завершалось ничем. К тому же, усиление военного присутствия США и их союзников на этих территориях лишь увеличивало сомнения в реальной готовности Эрдогана воевать за этот кусок земли. Риск столкновения двух армий НАТО всегда был слишком велик. 

Читайте также: Эрдоган объявил начало военной компании в Сирии

Что же изменилось в последнее время? Как минимум два события могли стать последней каплей и вынудить Эрдогана пойти ва-банк.

Во-первых, неделю назад США направили сирийским  курдам, которых в Турции считают террористами, новую партию бронемашин, вооружения и боеприпасов под предлогом усиления борьбы с террористами "Исламского государства". Собственно, именно присутствие сил "ИГ" в этой части страны до сих пор используется как официальная причина для США сохранять свой военный контингент на территории Сирии. У террористов по сути остался единственный маленький анклав в долине реки Евфрат на востоке провинции Дейр-аз-Зор, бои за который длятся уже долго. Подозрительно долго. 

Во-вторых, на днях американские военные выставили наблюдательные посты на турецко-сирийской границе, дабы показать войскам Эрдогана, что те не смогут пересечь границу и напасть на курдские земли. Турецкие СМИ обозвали эти блокпосты "шпионскими башнями".

В ответ на такие действия, в которых Анкара явно увидела отказ Вашингтона сотрудничать по курдскому вопросу, Эрдоган пошел на резкое повышение ставок, вынуждая американцев срочно реагировать и менять, казалось бы, устоявшийся статус-кво, сложившийся в северо-восточной Сирии. 

Пойдет ли Турция на военную операцию в этот раз? Вероятность довольно высока. В отличие от предыдущих угрожающих сентенций, Эрдоган в этот раз даже заявил, где пройдет операция, каков ее географический охват и приблизительное время ее проведения. По его словам, турецкая армия ударит по городу Кобани и вытеснит курдов с территорий к востоку от реки Евфрат. Вероятно, под удар попадет также город Манбидж – один из главных оплотов курдов на северо-востоке провинции Алеппо, в котором стоят американские войска. Турция уже давно требовала от США освободить Манбидж и убрать оттуда курдские отряды "Сил народной самообороны" (YPG), которые Анкара считает связанными с ее собственными турецкими сепаратистами из Рабочей Партии Курдистана. 

Вместо четкого ответа, Вашингтон начал тянуть время, а затем пошел на неудобный компромисс и блеф. В июне этого года американцы заявили, что достигли соглашения с турками относительно Манбиджа: сирийские курдские отряды будут выведены оттуда, а город планируют совместно патрулировать турецкие и американские силы. Впрочем, несмотря на это, курды никуда из Манбиджа не делись, и совместные патрули никак ситуацию не изменили. 

Но 2 октября произошло убийство публициста Джамаля Хашкаджи в саудовском консульстве в Стамбуле и его смерть (как ни странно это прозвучит) вдохнуло новую жизнь в переговоры о сирийском направлении. Турки надеялись, что хоть какое-то потепление в отношениях с Вашингтоном в результате подрыва доверия между американцами и саудитами из-за убийства Хашкаджи откроет дорогу к новым переговорам по Манбиджу и курдам. Однако дальше отмены санкций против турецких министров и освобождения американского пастора Эндрю Брансона дело не пошло. В Анкаре считали, что компромат на саудовского принца Мухаммеда бин Сальмана, вероятно причастного к убийству Хашкаджи (который турецкие следователи, скорее всего, нарыли на него), поможет склонить США к компромиссу по Сирии. Однако, по разным причинам, этого так и не произошло. 

Читайте также: Кочетков: Эрдоган играет на ослабление "друга Владимира", но только ли ради геополитики?

В итоге Эрдоган прибегнул к классическому для себя маневру: перейти к якобы реальным действиям, при этом давая противнику очень мало времени на размышления. В данном случае речь и идет о 2-3 днях. Фактически, Турция нащупала главную болевую точку Вашингтона в его сирийской политике: дилемму, которую он так и не разрешил. Эрдоган вынуждает Трампа сделать выбор: "с кем вы, мастера культуры?": либо со мной, либо с курдами. Эта дилемма уже несколько лет стоит перед Белым домом, который, в отсутствие внятной стратегии по Сирии, так и не смог выработать плана тактических действий. 

С одной стороны, курды – это последний и главный американский союзник на территории Сирии, через которого они могут сохранять военное присутствие и продвигать собственную повестку (какой бы она ни была). С другой стороны, в Штатах осознают, что Турция как член НАТО – необходима для них с точки зрения стратегических интересов на Ближнем Востоке. В любом случае, гипотетическая военная операция Эрдогана в Сирии может опустить отношения Анкары и Вашингтона еще ниже. 

И если с американцами у турков все более-менее понятно-непонятно, то вторжение Эрдогана выгодно для многих других сторон, играющих свои партии на сирийской шахматной доске

В первую очередь – для Ирана, у которого с курдами похожие проблемы, как и у Турции. Иран имеет собственное курдское меньшинство, проживающее на северо-западе и имеющее склонность к сепаратизму. Операция Эрдогана против сирийских курдов деморализует иранских и, по мнению Тегерана, покажет им нецелесообразность собственного автономистского проекта. 

Кроме того, вторжение Турции может быть выгодным России. На протяжении последнего года Москва пыталась урегулировать вопрос курдов посредством переговоров и налаживания мостов между ними и официальным Дамаском. С точки зрения российской дипломатии, путь к урегулированию ситуации в Сирии и возвращению северо-восточных земель под контроль центрального правительства лежит через нормализацию отношений между Дамаском и курдским меньшинством. Однако отсутствие у курдов единой позиции и категорическое нежелание этого со стороны Турции связывало Москве руки. 

Теперь же, если военная операция турецкой армии состоится, у нее появится очередной шанс форсировать идею переговоров между курдами и Дамаском. Не против вторжения будут и элиты в соседнем Ираке. У тамошних властей собственные проблемы с курдами.

Читайте также: Эрдоган предупреждает, что готовящееся наступление войск сирийского правительства может привести к "бойне" в Идлибе – Radio Free Europe

Более того, сирийские курды не дают иракским федеральным войскам взять под окончательный контроль границу с северо-восточными провинциями Сирии. К тому же, официальный Багдад обеспокоен тем, что радикальность сирийских курдов и их идеи федерализации могут стать заразными для других этно-религиозных меньшинств Ирака. Например, иракские езиды сегодня находятся под влиянием сирийских курдов. 

Однако вторжение Турции станет плохой новостью в первую очередь для самой Сирии. Официальное правительство в Дамаске расценивает очередную операцию турецких войск как неизбежную оккупацию сирийской территории. А это значит, что у Дамаска появится новая головная боль, помимо уже оккупированных курдского региона Африн и северной части провинции Алеппо. К тому же, для Сирии новая операция Турции – это новые внутренние переселенцы, которых принимать должны подконтрольные правительству регионы. Для Башара Асада очередная оккупация земель иностранным государством оттягивает момент окончательного возвращения мятежных сирийских земель под свой контроль и урегулирования конфликта. 

Не очень приятные новости и для Саудовской Аравии. На протяжении последних нескольких месяцев Эр-Рияд активно налаживал мосты с сирийскими курдами. Саудовская Аравия начала участвовать в финансировании курдов, а с прошлой недели даже совершила два авианалета на сирийскую территорию. Вторжение Эрдогана поломает все планы саудовцев вернуться в сирийский конфликт и найти новых союзников. 

В целом, турецкое вторжение, если состоится, безусловно, станет одним из важнейших этапов сирийской войны. Оно откроет большое поле для возможностей и, одновременно, рисков сразу для всех сторон конфликта. В проигрыше, как обычно, окажутся сами курды.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини