Аtlantic Сouncil: Топ 10 рисков 2019 года
Многие из "рисков", о которых мы говорили год назад, наводят на мысль о наличии серьезных структурных проблем в самой сердцевине глобальной системы. Мы писали в прошлом году о кризисе в Соединенных Штатах; он может обостриться, если президент страны Дональд Трамп в 2019 году будет привлечен к ответственности. Мы правильно предсказали, что популизм в Европе будет расти. Произошедший недавно во Франции всплеск движения Желтые жилеты свидетельствует о том, что средний класс в Европе и Соединенных Штатах страдает, чувствуя себя проигнорированным, а сложность его положения недооценивается политической системой. Напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем стала еще более острой, чем когда-либо, отчасти из-за растущего осознания того, что Китай является более технологичным и компетентным, чем предполагалось. Действующее ныне торговое перемирие может остаться в силе, позволив, в конечном итоге, достигнуть соглашения, но есть опасение, что мы все больше отдаляемся друг от друга. Китай возмущается тем, что Соединенные Штаты пытаются устанавливать правила для других, в то же время растет понимание того, что Китай может не вписаться в нашу концепцию либерального порядка.
Читайте также: Вывод американских войск из Сирии: кто выиграет, а кто проиграет?
К сожалению, 2018 год не запомнится тем, что с его уходом была перевернута страница важных проблем нашего времени. Трамп вправе претендовать на похвалу за то, что сумел начать диалог с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, но даже это достижение, по нашему мнению, подвергнется испытанию на прочность в следующем году.
В целом, 2018й – это год, когда мы не сумели дать отпор крупным проблемам; потенциальный конфликт на Ближнем Востоке усугубляется решением США выйти из ядерной сделки с Ираном; Россия, и Китай продолжают отдаляться от западной орбиты; и, что очень тревожно для нашей планеты, прогнозы изменения климата ухудшились. Просто засунуть все эти проблемы под ковер не получится. Мы должны противостоять им.
Описание рисков – это обязательный ритуал. Прошлогодние события оказались более предсказуемыми, чем переоцененными в плане пессимизма. Будем надеяться, что в изложенных ниже аналитических выводах способность правительств и других субъектов в следующем году найти решение вызывающих беспокойство проблем, стоящих перед миром, недооценена.
1. Расследование Мюллера ускорит развитие кризиса. Поскольку демократы руководят Палатой представителей, объявление импичмента президенту Дональду Трампу является реальной возможностью, в том случае, если обвинения спецпрокурора Роберта Мюллера, касающиеся я сговора между командой Трампа и Россией во время президентской кампании 2016 года, будут убедительными. Четкое доказательство масштабного сговора может расколоть республиканцев. Импичмент Трампа может спровоцировать кризис национального масштаба.
2. Тарифная война Трампа усилится. Нынешнее перемирие с Китаем будет сорвано. Администрация Трампа повысит тарифы на весь экспорт в Соединенные Штаты до двадцати пяти процентов. Это нанесет ущерб китайской промышленности, усугубив экономический спад в Китае, что, в свою очередь, вызовет глобальный экономический и финансовый кризис. Долгосрочные издержки всего этого станут причиной дальнейшего разрушения порядка, основанного на правилах, в том числе обнажат неспособность исправить механизм урегулирования споров ВТО – или провести адекватную реформу ВТО. Глобальная торговля продолжит свое движение в сторону регионально-ориентированной системы и гоббсовского мира.
3. Соглашения по Брекситу достичь не удастся, что воодушевит популистов. Брексит уже нанес ущерб экономической эффективности Соединенного Королевства. Брексти "без сделки" может вызвать панику среди предприятий и потребителей, а также стать причиной ухода правительства британского премьер-министра Терезы Мэй. Высокие результаты крайне правых на грядущих парламентских выборах в Европейском союзе (ЕС) будут ударом для президента Франции Эммануила Макрона, канцлера Германии Ангелы Меркель и других лидеров ЕС, которые пытались придать импульс укреплению Содружества.
4. Возобновится напряженность и угроза военных действий на Корейском полуострове. Несмотря на то, что в феврале состоится вторая встреча между Трампом и северокорейским лидером Ким Чен Ыном, Пхеньян откажется участвовать в "денуклеаризации" и объявить полный перечень своих ядерных объектов. Это будет препятствовать переговорам с США. Северная Корея не предпримет никаких шагов по демонтажу своего ядерного оружия. Демократы в Конгрессе США будут требовать от администрации Трампа доказательств прогресса по проблеме Северной Кореи. Трамп, наконец, поймет, что Ким его обыграл, и вернется к своей прежней риторике об "огне и ярости". Трамп будет вынуждать Южную Корею удвоить финансирование в качестве принимающей страны [Сеул уже оплачивает 50 процентов стоимости пребывания американских войск на Корейском полуострове], что вызовет националистический гнев в Южной Корее. Южнокорейский парламент отклонит предложение об увеличении расходов.. Трамп также будет угрожать южнокорейским банкам и компаниям и введет 25-процентные автомобильные тарифы на корейский экспорт автомобилей.
5. Глобальный рост замедлится. Международный валютный фонд (МВФ) ожидает снижения темпов роста, поскольку подъем, который Соединенные Штаты получили от снижения налогов; будет ослабевать; уровень китайско-американских тарифов станут серьезной проблемой; Европа будет замедляться все больше и больше. Еще более резкое падение может произойти, если в Китае обострится ситуация с долгами, что приведет к серьезному спаду роста в Китае. Многие экономисты считают, что уровень задолженности Китая (общий, корпоративный, национальный, провинциальный, местный) является неустойчивым ввиду старения населения и потенциального разделения инвестиций из Соединенных Штатов. Длительный экономический спад может привести к политической нестабильности в Китае наряду с утечкой денег, среднего класса и высококвалифицированных специалистов.
6. Ближневосточные конфликты углубятся. Европейские усилия спасти ядерное соглашение с Ираном (Совместный комплексный план действий или JCPOA), вероятно, потерпят неудачу, так как европейские компании слишком боятся санкций США, чтобы вести бизнес в Иране. Отказ от сделки усилит иранских сторонников жесткой линии. В то время как 2019 год может не стать тем годом, когда вспыхнет пожар, военная конфронтация между Саудовской Аравией, Израилем и США с одной стороны и Ираном и его союзниками с другой выглядит все более вероятной в среднесрочной перспективе. Такая конфронтация без сдерживания подтолкнет цены на нефть к беспрецедентным максимумам.
7. Продолжится миграционный кризис в Европе и Латинской Америке. Новый кризис в Ливии может вызвать волну миграции в Европу. В Латинской Америке ситуацию дестабилизирует Венесуэла, ее разваливающиеся экономика и инфраструктура уже вызвали волну миграции в Колумбию, Бразилию, Суринам, Тринидад и Тобаго, а также в Сент-Винсент и Гренадины. Этот кризис мигрантов нарушил экономику и социальный порядок Бразилии и Колумбии. Организация американских государств (ОАГ) может попросить Совет Безопасности ООН предпринять военные действия, объявив Каракас угрозой миру, если президент Венесуэлы Николас Мадуро не откажется от власти. Трампу не удастся построить свою стену вдоль южной границы Соединенных Штатов, но демократы одобрят укрепление границы с помощью новых сил и технологического надзора.
8. Продолжится кибер-кризис. Начало развертывания 5G (интернет вещей) может вызвать подъем волны киберпреступности, вымогателей, взлома критической инфраструктуры, обнажатся новые уязвимые места интеллектуальных сетей и интеллектуального производства. В штатах с интеллектуальными энергосистемами (Калифорния, Массачусетс, Техас) могут возникнуть перебои в подаче электроэнергии. Увеличение числа утечек данных в Facebook и Amazon может привести к тому, что антимонопольное законодательство будет ужесточено. WhatsApp, Instagram и другие станут независимыми компаниями. Возможны призывы к "Манхэттенскому проекту" по кибербезопасности, ускоряющему разработку квантового шифрования для обеспечения большей кибербезопасности и защиты других сетей 5G от атак.
9. Будет развиваться гонка ядерных вооружений. За решением администрации Трампа выйти из Договора о ликвидации ракет средней и малой (РСМД) может последовать решение не возобновлять Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок действия которого истекает в феврале 2021 года. Соединенные Штаты начнут создавать тактическое ядерное оружие малой мощности; модернизировать / расширить свой арсенал, в то время как Китай будет укреплять свой арсенал морских и межконтинентальных баллистических ракет (МБР). США, Россия, Китай и Индия будут соперничать в гонках по созданию и развертыванию гиперзвукового глиссирующего оружия, угрожающего возможностям нанесения второго удара.
Читайте также: Project Syndicate: Китай разрушает экономические мифы
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) сталкивается с растущим давлением со стороны других стран, не обладающих ядерным оружием, которые ссылаются на несоблюдение со стороны США и других ядерных держав их обязательства соблюдать Статью VI в направлении разоружения. Саудовская Аравия заключила тайное соглашение с Пакистаном о развертывании пакистанской ядерной бригады в Саудовской Аравии с двойным ключевым контролем, которая будет использоваться по мере роста конфронтации королевства с Ираном.
10. Трамп нацелится на Японию. Трамп заставляет Японию тратить больше средств на оборону и увеличивать поддержку принимающей страны, требуя крупных сельскохозяйственных и других уступок для соглашения о свободной торговле между США и Японией (ССТ). Соединенные Штаты вводят 25-процентные автомобильные тарифы, прибегая к манипуляциям, когда Токио отклоняет условия Вашингтона для ССТ. Американские автомобильные тарифы вызывают политическое сопротивление в Японии [японские производители производят в Соединенных Штатах более четырех миллионов автомобилей в год, многие на экспорт], помимо замедления экономического роста в Соединенных Штатах и Японии наблюдается сокращение рабочих мест.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Аtlantic Сouncil
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки