Клан бывшего "президента" Кокойты возвращается во "власть" в "Южной Осетии"?
Эдуард Кокойты
В оккупированной "Южной Осетии" не скрывают радости по поводу назначения Арсена Гаглоева заместителем министра по делам Северного Кавказа. И хотя чиновник родился в российской Северной Осетии, к оккупированной территории он имеет прямое отношение – в 2009-2012 годах Гаглоев возглавлял администрацию "президента Южной Осетии" Эдуарда Кокойты, пишет Олег Панфилов специально для "Крым.Реалии"
Эдуард Кокойты, бывший электромонтер и учитель физкультуры, 9 декабря 2011 года был вынужден досрочно отказаться от "президентской власти". Формально – из-за митингов оппозиционного деятеля Аллы Джиоевой, на самом деле – из-за разгоревшегося скандала, связанного с братом, Робертом Кокойты, обвиненным в растрате на личные нужды выделяемых Москвой средств на восстановление после войны 2008 года. Формально Роберт Кокойты занимал должность "посла Южной Осетии в Абхазии", на самом деле в Цхинвали его называли "серым кардиналом", оказывавшим влияние на брата.
Роберт Кокойты проходил по двум "уголовным делам", возбужденным в 2014 году "МВД Южной Осетии" по факту "хищения бюджетных средств в особо крупных размерах" – более 28 миллионов рублей. По материалам "дела", отмывание "бюджетных средств" осуществлялось через "Арт-Банк" во Владикавказе. Однако "дело" так и не дошло до "суда", о причинах чего до сих пор ничего не известно. По версии "следствия", во время правления Эдуарда Кокойты брат "экс-президента", являясь исполнительным директором ООО "Югоосетинсвязьинвест", получил по целевому назначению "бюджетные средства" в сумме 25 миллионов рублей, предназначенные для приобретения оборудования мобильной связи. Заказчик – "Комитет по управлению государственным имуществом и приватизации" – не получил ни оборудования, ни денег за невыполненную работу. Другой эпизод касался договора, заключенного Робертом Кокойты, Сосланом Хасиевым и РГО "Энергетика" о предоставлении беспроцентного кредита для финансирования программы "Собственный оператор сотовой связи". И опять – ни программы, ни денег в размере 30 миллионов рублей.
Читайте также: Спасать сирийскую экономику готовится... бизнес "Южной Осетии"
В 2017 году стало известно еще об одном преступном эпизоде – тогда речь шла уже о хищении 100 миллионов рублей, а в качестве обвиняемого уже присутствуют оба брата Кокойты. Судя по публикациям югоосетинской оппозиции, Роберт Кокойты, более известный под кличкой "Гарсо", участвовал и в мероприятиях по политическому преследованию оппонентов Кокойты. Отставка Кокойты в декабре 2011 года была не столько мотивирована быстро растущим протестом против "президента Южной Осетии", сколько опасением Москвы потерять контроль над оккупированной территорией, в которой клан Кокойты был уже настолько неуправляем, что его нужно было срочно убирать из власти. В то время главой администрации Кокойты и был Гаглоев, которого Дмитрий Медведев назначил заместителем министра по делам Северного Кавказа и отвечающим за денежные потоки из российского бюджета.
После отставки Кокойты, в 2012 году, Гаглоев был назначен заместителем начальника департамента по работе с органами власти России в "Газпроме" и работал в этой должности до назначения на пост заместителя министра. Вряд ли он не знал о происходившем на оккупированной территории, где проживают 15-17 тысяч человек, что клан Кокойты подмял под себя денежные потоки из России, но новая должность в "Газпроме" стала чуть ли не наградой за знания. Или за молчание. После Кокойты "президентом Южной Осетии" стал чекист Леонид Тибилов. Кадровый военный советской армии Анатолий Бибилов – уже третий назначенец Москвы, но и он уже находится под серьезным подозрением в растрате целевых денег из России. "Южная Осетия" – самая дотационная сепаратистская территория, на которую Москва тратит до 90% республиканского бюджета в виде дотаций и различных программ.
Владелец аккаунта "Незыгарь", которого представляют как "знатока интриг российской власти и владельца качественного инсайда из первых кабинетов страны", настаивает на том, что нынешняя марионеточная "власть" "Южной Осетии" находится под угрозой антикоррупционных проверок, а Гаглоев – "это коллективный назначенец оппозиции Бибилова". В 2017 году он поддержал своего однофамильца Алана Гаглоева, работающего до сих пор в "КГБ Южной Осетии" и, как утверждает "Незыгарь", был "техническим кандидатом и выступал против нынешнего "президента" Бибилова".
В каждой из сепаратистских территорий назначения, даже если они названы "выборами", не проходят без ведома Кремля. В Москве оценивают биографии будущих "президентов", степень их лояльности к Кремлю и потенциальные угрозы. Так происходит везде – в ОРДЛО, в Приднестровье или Абхазии. Результат зависит от того, насколько убедительны будут потенциальные кандидаты, но не все справляются с главной бедой – практически неограниченной властью на территориях, где нет закона, а есть лишь желание Москвы иметь спокойную обстановку и лояльную марионеточную "власть".
Читайте также: Сепаратистские территории – рай для криминала
Гаглоев, как полагает "Незыгарь", является проводником интересов "Газпрома". В 2008 году именно Гаглоев рассматривался как глава дочерней компании в "Южной Осетии", которая займется вопросами газификации 190 населенных пунктов и строительством более 800 километров газопроводных сетей. В своей новой должности он возьмет под контроль финансовые потоки в "республику", что укрепит позиции "Газпрома" и "югоосетинских" оппозиционных групп. Насколько это опасно для действующего "президента" Бибилова, пока неясно. Формально Москва никак не выказывает свое отношение к происходящему, напротив, Бибилов был командирован Кремлем на инаугурацию венесуэльского диктатора Мадуро. Каждый должен играть свою роль, как полагает Кремль, и Цхинвали в этом случае обязан играть роль "независимого государства", участвующего в инаугурации хотя и изгоя, но президента настоящей страны, а не оккупированной территории.
"Южная Осетия", в отличие от Абхазии с ее существенным потенциалом, – малопривлекательная территория, на которой нет ни современных конкурентоспособных предприятий, ни потенциала для их создания. Никто толком не знает, сколько осталось населения, которое уезжает из-за экономических проблем, неизвестно, сколько приписывают цхинвальские "чиновники", чтобы получать из Москвы средства на социальные нужды. По существу, "Южная Осетия" стала для России еще одним дотационным регионом, как Дагестан, Якутия, Чечня и Камчатка, но если российские регионы получают только 30-40% к своим бюджетам, "Южная Осетия" практически полностью находится на иждивении российских налогоплательщиков.
Ситуация вряд ли изменится в ближайшие годы, а это значит, что "Южная Осетия" будет стабильно получать более 7 миллиардов рублей в год, а на эти деньги всегда найдутся желающие их "попилить", как это было за все последние годы. Финансовые потоки определяют не только размер дотаций, но и политическую лояльность, пока Кремль в очередной раз не столкнется с тотальным воровством и не сменит марионеточные "власти". Судя по всему, Гаглоев вполне может стать тем "чиновником", который будет определять будущее "Южной Осетии", а если учитывать обстоятельство, что он имеет тесные связи с кланом Кокойты, то вполне реально возвращение во "власть" и Эдуарда, и его проворовавшегося брата Роберта.
В ОРДЛО, где идут боевые действия, с оппонентами обычно расправляются просто и быстро – снайпер или направленный взрыв. В Абхазии или "Южной Осетии" проводят спектакли под названием "выборы". Они не имеют никакого отношения к демократии или свободному изъявлению граждан, а всего лишь связаны с желанием Москвы в очередной раз поменять "шило на мыло", чтобы потом фиксировать новые факты воровства. Если клан Кокойты вернется, то воровать будут профессионально, имея большой опыт за плечами.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки