В образовании насилие недопустимо: украинские педагоги начинают масштабный протест
Из-за избиения учителя в киевском лицее украинские педагоги начинают масштабный протест. Лично я считаю, что в образовательном пространстве насилие недопустимо в любой форме.
Но, к сожалению, реалии таковы, что нередко именно в школах или вокруг них насилие приобретает особенно изысканных или взрывчатых форм. И то, что случилось в киевском лицее №157 лишь одно из проявлений этого явления.
Какие выводы из этого следует сделать?
Конечно, если нанесен вред здоровью человека, а тем более учителю, то за этим должна следовать релевантная ответственность. Но для того, чтобы предотвратить перерастание отдельных инцидентов в эпидемию насилия, недостаточно просто наказать человека из-за которого выплеснулась порция насилия.
Стоит посмотреть на ситуацию со всех сторон и учитывать контекст.
Для того, чтобы защитить учителей в дальнейшем, нужно исследовать факторы, которые провоцируют насилие на территории школ. Если мы будем думать о том, как усилить наказание, то мы спровоцируем еще больше насилия, а не решим конфликт.
Читайте также: Психолог: Острый конфликт лучше хроники, но в любом конфликте дети учатся у нас
Учителя безусловно требуют отдельной заботы и защиты. Эта защита не должна сводиться только к тому, чтобы поставить больше охраны и камер на образовательных территориях или внести изменения в Уголовный кодекс и сделать публичное давление на суды – это путь в тупик.
Начинать нужно с понимания природы насилия и агрессивного поведения – как детей, так и взрослых (это может принимать форму не только физической расправы, но и психологического насилия).
Очень непродуктивным подходом является подавление человеческой природы и присущей ей фоновой агрессивности. Однако, следует искать способы, чтобы канализировать последнюю: трансформировать ее в формы соревнования, игры и так далее – там, где она не нанесет вреда.
Сила воли, которая способна контролировать импульсы агрессии – это очень ограниченный ресурс. Образовательный процесс должен быть построен так, чтобы максимально рационально использовались ее запасы.
Есть много факторов, которые могут разворачивать и заострять агрессию, особенно в нашем случае – социальные сети. Где друг друга накручивают, тем самым обостряя агрессию.
Базовые знания по психологии и нейрофизиологии, а также – эмоциональная грамотность и умение управлять стрессом, должны быть в приоритете. Это гигиеническая норма в современных условиях. Вырабатывает привычку вклинивать небольшую паузу между раздражителем и реакцией.
К счастью, теперь проводится много тренингов по ненасильственной коммуникации, выходит литература, важно распространять эти знания в педагогической среде.
Ребенок устроен так, что он не может постоянно себя контролировать, а если чувствует давление постоянного контроля, то у него развивается хронический стресс. Он возникает в той ситуации, когда живой организм не может влиять на среду, которая влияет на него.
Читайте также: Як не з'їхати з глузду й вижити у школі
У каждого разная реакция, которая зависит не только от воспитания, а также от типа психики. С которым мы ничего не сделаем, потому что он является определенной константой, который можно окультурить эмоциональной грамотностью.
Такие конфликты, как в лицее №157 могут иметь другую мягкую развязку, именно благодаря эмоциональной гигиене. Но этому необходимо учить, а не сводить все к карательным мерам. Потому что школа сейчас и так выглядит, как режимное заведение и это только готовит почву для стрессовых ситуаций.
Стоит заботиться о том, чтобы учебное пространство становилось более комфортным для всех участников, а руководство школ заботилось не только о дисциплине, отчетность, ГИА и ВНО, но способствовало восстановлению ресурсности учителя.
В образовательных учреждениях должны появиться пространства для того, чтобы была возможность озвучить свою потребность. Отделить факт от оценивающего суждения. Учитель должен быть осведомлен в природе детства, в том, что уместно требовать от ребенка.
Педагог также должен озвучивать свои нужды. Его должны слышать и воспринимать. Он должен иметь возможность обновлять свое ресурсное состояние – энергетический баланс.
Также главную задачу играет психолог, который должен не только периодически общаться с детьми, но и с коллегами, чтобы понимать в каком состоянии учитель.
Задача управленцев образовательного процесса – создать психологическую безопасность. И не тем, чтобы все контролировать, а тем, чтобы естественная агрессия и энергия с которой приходит ребенок, и которая из-за усталости или других обстоятельств проявляется у учителей и родителей, направлялась в конструктивное русло.
Не исключено, что для понимания школы и семьи в украинских реалиях потребуются меры по профессиональной медиации.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки