Atlantic Council: Что нужно знать о происходящем в Венесуэле
Тот факт, что президент США Дональд Трамп признал Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы, усиливает давление на режим Николаса Мадуро в Каракасе. Признание со стороны США является важным шагом, но также поднимает множество вопросов.
Джейсон Марчак, директор Центра Латинской Америки имени Адриенн Аршт при Atlantic Council, ответил на некоторые из этих вопросов в интервью обозревателю Atlantic Council Ашишу Кумар Сену. Ниже приведены выдержки из интервью.
Вопрос: Решение администрации Трампа в отношении Венесуэлы представляет собой отход от политики «Америка в первую очередь» и принципа невмешательства. Что подтолкнуло США к вмешательству в Венесуэле?
Марчак: Решение администрации Трампа и вправду является отходом от позиции, которой придерживаются США в глобальных делах в рамках унилатералисткой стратегии, но это согласуется с политикой администрации о невмешательстве в Венесуэлу. События прошлой недели имеют внутреннюю природу. Хуан Гуайдо, учитывая его роль президента Национальной ассамблеи Венесуэлы, принял решение временно занять пост президента страны по причине широкого признания того, что Николас Мадуро больше не имеет законных полномочий находиться в должности президента. В соответствии со статьей 233 Конституции Венесуэлы президент Национальной ассамблеи имеет право выполнять обязанности временного президента и назначать выборы, когда должность президента становится вакантной.
Первой страной, которая признала Гуайдо, был Парагвай. Таким образом, сначала поступила реакция из Латинской Америки, после этого выступили США, став одной из первых стран, признавших временное правительство. По последним данным, перечень расширился почти до пятнадцати государств.
Смена руководства обусловлена ситуацией внутри Венесуэлы, но требует ключевой поддержки со стороны международного сообщества, включая Соединенные Штаты.
Каким образом сложилась сегодняшняя ситуация? Она является таковой, потому что в мае прошлого года в Венесуэле состоялись президентские выборы, которые были широко осуждены международным сообществом как незаконные и фальсифицированные по определенному ряду причин. Кандидатам от оппозиционных партий было запрещено участвовать в выборах, международные наблюдатели не были допущены, Национальный избирательный совет переполнили сторонники Мадуро, и, среди прочего, избирателей принуждали к участию в выборах.
10 января Мадуро вступил во второй срок полномочий. Этот день ознаменовал начало правления, которое многие считали незаконным, поскольку президентский пост был занят обманным путем. Это побудило Национальную ассамблею, единственный демократически избранный орган в Венесуэле, объявить, что должность президента теперь официально вакантна, поскольку лицо, претендующее на эту должность, фактически не было избрано демократическим путем.
Вопрос: Каковы практические последствия того, что США признали Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы?
Марчак: Признание со стороны США означает следующее: теперь Вашингтон будет поддерживать дипломатические отношения с временным президентом и его правительством. Это также означает, что государственные активы Венесуэлы за рубежом, в том числе в Соединенных Штатах, должны быть переданы новому легитимному правительству.
Читайте также: Из Венесуэлы резко возросли вылеты бизнес-джетов. ФОТОФАКТ
В то же время сейчас в Каракасе одновременно находятся Хуан Гуайдо, которого признают временным президентом все большее число стран по всему миру, а также Николас Мадуро, которого до сих пор признают в качестве президента Россия, Китай, Турция и другие. Между мировыми державами существуют разногласия, что может иметь разрушительные последствия в Венесуэле.
В данный момент у Мадуро есть власть, но у него нет легитимности. Гуайдо имеет легитимность, но у него нет власти. Это ситуация, в которой сегодня находится Венесуэла. Это невероятно опасная ситуация. Существует ряд различных катализаторов, которые могут вызвать дальнейшее ухудшение ситуации на местах.
Вопрос: Что будет дальше?
Марчак: Мадуро склонен усиливать репрессии и ужесточать насилие в моменты, когда он чувствует угрозу; сегодняшний момент является одним из таких. Существует также вероятность, что силы безопасности арестуют Гуайдо и других членов руководства Национальной ассамблеи. Такой шаг повлечет последствия как внутреннего, так и международного характера.
Вопрос: Военная поддержка является ключом к долголетию режима Мадуро. Есть ли признаки того, что военные готовы отступить от Мадуро и поддержать Гуайдо?
Марчак: Это большой вопрос. Генералы и высшее военное руководство страны в течение последних двух дней делали заявления в поддержку Мадуро. Но эти заявления не обязательно отражают настроения военных на местах.
Соединенные Штаты объявили о выделении 20 миллионов долларов в качестве гуманитарной поддержки. Другие страны обязательно последуют за США в этом деле. Вопрос в том, какое решение примут солдаты, когда они встанут перед выбором: А – поддерживать Мадуро, подавлять протесты венесуэльцев и подстрекать к насилию или Б - встать на сторону правительства Гуайдо, которое может привлечь огромный поток гуманитарной помощи для них и их семей. Это может потенциально изменить расчеты в сознании некоторых людей.
Вопрос: Каким образом это меняет расчеты Мадуро?
Марчак: Все митинги в поддержку Гуайдо и против Мадуро, представляют собой угрозу для Мадуро и его аппарата. Хотя Гуайдо не контролирует военных, он обладает уникальной способностью объединять людей. Он контролирует улицу.
Вопрос: Если военные покинут Мадуро, существует ли опасность, что Соединенные Штаты окажутся в роли поддерживающего военный переворот?
Марчак: никакого переворота нет. Происходит конституционно признанная смена правительства. Все, кроме одной из основных демократий Америки признали это изменение. Ключевой вопрос – на чьей стороне находятся военные и есть ли трещины в армии?
Вопрос: Официальные лица США говорили о «множестве вариантов» развития событий. Каковы некоторые вероятные варианты?
Марчак: Для США есть пара ключевых приоритетов. Во-первых, способствовать усилению международного признания и легитимности власти Гуайдо в качестве временного президента страны. И, наряду с этим, оказание немедленной гуманитарной помощи в целях прекращения страданий венесуэльского народа и остановки потока мигрантов и беженцев, покидающих страну.
Читайте также: Чи така ж Венесуела бідна, як Україна?
В то время как приоритетом США является расширение прав и возможностей Хуана Гуайдо как лидера страны, крайне важно продолжать делать это в сотрудничестве со странами Латинской Америки и другими демократиями. Изменения, которые мы наблюдаем в Венесуэле, назревали в течение многих лет. Роль США заключалась в том, чтобы применять взвешенные тактические санкции в отношении некоторых лиц в венесуэльском режиме, поскольку Соединенные Штаты имеют право вводить санкции, которые могут оказать давление на режим. Ключевым фактором является позиция стран всего региона. Сегодняшняя ситуация не является плодом усилий США. Это результат усилий, которые предпринимали сначала народ Венесуэлы и Национальная ассамблея, а затем страны всего региона.
Вопрос: США в числе других стран признали Гуайдо, но с другой стороны есть Россия, Китай, Турция и Куба, которые обещают свою поддержку Мадуро. Каковы могут быть международные последствия?
Марчак: Венесуэла не является вопросом, возникшим в изоляции. Она существует в контексте более широких геополитических интересов. В декабре Россия послала в Венесуэлу бомбардировщики; Российское влияние в Венесуэле резко возросло; Роснефть, российская нефтяная компания, имеет значительные интересы в Венесуэле. Тесные отношения между [российским президентом Владимиром] Путиным и Мадуро обеспечивают России прочную опору в Северной и Южной Америке.
Есть также вопрос отношений Венесуэлы с Китаем. Китайцы одолжили венесуэльцам более 60 миллиардов долларов. Китайцы хотят получить компенсацию, причем не только в виде финансов, но и виде нефти, которую им должны.
Президент Турции [Реджеп Тайип] Эрдоган позвонил Мадуро и пообещал свою поддержку. Для чего? В течение прошлого года экспорт венесуэльского золота в Турцию увеличивался в геометрической прогрессии, предоставляя Турции новые золотые ресурсы, которых она жаждет.
Поскольку из-за смены руководства под угрозой могут оказаться интересы таких стран, как Турция, Россия и Китай, у них, в частности, у России, есть мотивы для того, чтобы попытаться сыграть сдерживающую роль внутри Венесуэлы.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Atlantic Council
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки