MENU

Atlantic Council: Венесуэла и соревнование великих держав

2735 0

На прошлой неделе в Венесуэле новая эра конкуренции великих держав обрела осязаемую форму.

Борьба за будущее Венесуэлы,  как первая битва этой эпохи, будет иметь огромные последствия, устанавливая, какие силы и ценности – демократические или автократические – станут определять не только будущее страны, но и оказывать влияние на региональное и глобальное будущее.

Будучи страной с крупнейшими в мире разведанными запасами нефти и в то же время, переживая одну из величайших гуманитарных катастроф, Венесуэла является государством, судьба которого в любом случае будет иметь огромные последствия для Латинской Америки и мировых энергетических рынков. Вовлеченность США и их демократических союзников с одной стороны,  а также Китая, России и Кубы с другой, поднимает геополитические ставки все выше.

Читайте также: Венесуэла сделала еще один шаг к накалу страстей

Сделанное 23 января президентом Трампом заявление о признании временного президента Хуана Гуайдо, имеющее целью смещение венесуэльского диктатора Николаса Мадуро, поставило венесуэльский кризис в ряд самых важных критериев оценки его президентства и способности США формировать ход дел в собственном полушарии планеты. Это также знаменует собой первую веху зарождающейся стратегии администрации Трампа по работе с региональными партнерами на более согласованной основе.

Бывший глава Национального собрания Венесуэлы Хулио Борхес, ведущий деятель временного правительства, красноречиво заявил об этом на этой неделе в Вашингтоне в аналитическом центре Atlantic Council. "В Латинской Америке падает Берлинская стена, – сказал он, – В этом регионе сейчас происходит то, что произошло в Европе тридцать лет назад".

Это разумная, хотя и не идеальная метафора. Как и в свое время в Германии, результат неясен, но влияние охватит поколения людей, отразится на состоянии демократии и свободы. Однако шансы на успех зависят от все более усложняющегося взаимодействия местных, региональных и глобальных игроков.

На местном уровне Гуайдо преуспел там, где оппоненты Мадуро ранее не смогли добиться результата – он объединил оппозицию, собрав широкую общественную и международную поддержку и сформулировав видение будущего, которое обеспечило бы свободные выборы и амнистию для представителей служб безопасности и вооруженных сил, которые не были признаны виновными в преступления против человечности.

На региональном уровне новые лидеры Бразилии и Колумбии Жаир Болсонару и Иван Дуке значительно повышают шансы Венесуэлы на демократические перемены в рамках так называемой "Группы Лимы", коалиции из 14 латиноамериканских стран плюс Канада, которая поддерживает демократические преобразования в Венесуэла.

Только в прошлом месяце Группа Лимы выступила с резким осуждением режима Мадуро, призвав его временно передать исполнительную власть Национальному собранию, и еще больше ограничив контакты с режимом Мадуро.

В целом картина очень неопределенная и может иметь максимальное решающее значение.

Новая стратегия Соединенных Штатов в отношении Латинской Америки была обнародована в ноябре прошлого года советником по национальной безопасности Джоном Болтоном в его речи "Тройка тирании", в которой мишенью стали Венесуэла, Никарагуа и Куба.

"Соединенные Штаты с нетерпением ждут, когда падет каждый угол треугольника: в Гаване, в Каракасе, в Манагуа", – сказал Болтон, хотя ситуация в большинстве из столиц в то время не позволяла предсказать темп действий. В тот же день США ввели новые санкции против Венесуэлы и Кубы, в том числе в отношении золотодобывающего сектора Венесуэлы и подразделений кубинской военной и разведывательной служб.

Читайте также: Кремль будет до последнего помогать режиму Мадуро, какими бы ни были последствия для России, – российский журналист

На прошлой неделе США обнародовали решение о введении самых жестких карательных экономических  мер против Венесуэлы, подвергнув санкциям государственный нефтяной гигант PDVSA, который остается основным источником дохода для режима Мадуро. По словам советника по национальной безопасности Джона Болтона, это будет самая сильная мера против режима Мадуро, которая немедленно заблокирует активы на 7 миллиардов долларов и лишит Каракас доходов в 11 миллиардов долларов в 2019 году.

Противостоят Вашингтону три авторитарные страны, в той или иной степени сделавшие ставку на нынешнее венесуэльское руководство: Куба, Россия и Китай. Нынешнее противостояние является проверкой того, насколько далеко пойдет каждый из этих участников, оказывая поддержку своему венесуэльскому клиенту – и насколько стратегически успешные решения будут принимать Соединенные Штаты, временное правительство Венесуэлы и другие западные демократии в целях преодоления этого противодействия.

Имеются первые признаки того, что решительность Соединенных Штатов даст им реальную возможность оказать помощь в достижении долгосрочных перемен в Венесуэле.

В течение многих лет Гавана получала нефть из Каракаса по субсидированной цене, и кубинцы заняли чувствительные должности в правительстве Венесуэлы. Ежедневные доклады разведки для Мадуро (получившего образование в Гаване) готовят не венесуэльцы, а кубинские разведчики. Однако, несмотря на то, что Куба укоренилась глубоко, уход Мадуро быстро подорвет ее положение.

Россия и Китай, похоже, решили застраховаться от потерь, разочаровавшись в лидерстве Мадуро, и надеются в любом случае сохранить свое экономическое и политическое влияние в стране. Вложения России – это значительные активы на венесуэльском энергетическом рынке, в то время как Китай предоставил Венесуэле около 50 миллиардов долларов в качестве кредитов за последние дюжину лет – долг сегодня составляет около 20 миллиардов долларов.

Москва идет в наступление, настаивая на том, что Мадуро остается законным лидером Венесуэлы и что Соединенные Штаты, по сути, поддерживают парламентский переворот. Однако в то же время, выступая на прошлой неделе, представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что Кремль не ведет дискуссии о предоставлении крупной финансовой или военной помощи режиму Мадуро.

В любом случае, у России не будет материально-технических возможностей для оказания решающей помощи, ее более крупные и неотложные приоритеты сосредоточены в Украине, где в марте состоятся выборы, и в Сирии, которую покидают войска США. Путин также сталкивается с проблемами застойной экономики и падения популярности внутри страны.

Совершив шаг, очевидно, призванный успокоить опасения Китая и России, Гуайдо заявил агентству Reuters, что отправляет сообщения обеим державам. "Что больше всего устроит Россию и Китай, так это стабильность страны и смена правительства, – сказал он, – Мадуро не защищает Венесуэлу, он не защищает чьи-либо инвестиции, он не представляет собой выгодную сделку для этих стран".

Официальный представитель МИДа Китая Гэн Шуан сказал: "Мы считаем, что независимо от того, как будет развиваться или меняться ситуация, сотрудничество между Китаем и Венесуэлой не пострадает".

При столь высоких ставках следует надеяться, что США, латиноамериканские демократии и страны Европейского союза продемонстрируют решимость, соразмерную масштабу исторического вызова. 

В мире, где демократии разрушаются, а автократии растут, победа демократических сил в Венесуэле имела бы огромное значение.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на Atlantic Council

Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини