Bloomberg: Меркель не желает говорить немцам, что хорошие времена, возможно, позади
Правительство канцлера Ангелы Меркель ощущает, что в экономике назревают проблемы, но немецкие избиратели еще не видят грозовых облаков.
Немецкие чиновники должны решить головоломку о том, как избежать рисков, не ослабляя динамику, ведь Меркель вступает в последние годы своей политической карьеры. В то время как правительство прогнозирует лишь кратковременное замедление роста, с предполагаемым возвращением к нынешним темпам в следующем году, официальные заявления чиновников свидетельствуют о том, что они готовятся к более суровому сценарию.
Немецкие лидеры, готовящиеся перенять власть у Меркель, также обеспокоены. По их словам, избиратели могут быть застигнуты врасплох экономическим потрясением в середине перехода от политического режима Меркель к слудующему. Двое высокопоставленных партийных чиновников в этом месяце высказали опасения, что такой двойной удар может изменить расстановку сил перед следующими выборами. Они попросили не называть своих имен, ставя под сомнение эффективность подхода канцлера.
Читайте также: Москва залила Германию "черным налом"
Самым ярким признаком беспокойства правительства является его рискованный план решить проблемы Deutsche Bank AG путем слияния с внутренним конкурентом Commerzbank AG. Тот факт, что министры готовы принять на себя политический удар в виде сокращения 30 000 сокращений рабочих мест, показывает, насколько серьезно они воспринимают угрозу рецессии, которая подвергает главного кредитора страны необходимости искать помощи.
Законодатели из правящей коалиции также обсуждают, нужно ли им ослаблять конституционные ограничения на дефицитные расходы. Это говорит о том, что они также рассматривают возможность более серьезного спада.
Фискальная огневая мощь
"В настоящее время существует множество глобальных рисков, омрачающих немецкую экономику, – сказал Матиас Хайдер, депутат от ХДС, член комитета по экономике нижней палаты парламента", –Если глобальные риски будут накапливаться, их станет слишком много, что не даст возможности поддерживать рост".
Сама Меркель старательно избегала объявлять тревогу, даже несмотря на то, что Брексит, спад в Китае и торговые проблемы в США оказывают давление на Германию. Обращаясь на прошлой неделе к Бундестагу, она сказала, что предвидит "времена роста" в будущем, в то время как перспективы Европейского союза стали "несколько туманными".
Министр финансов Олаф Шольц в интервью на этой неделе заявил, что готов использовать все имеющиеся у него финансовые возможности, чтобы стимулировать экономику в случае кризиса, хотя исключил возможность изменения правил, чтобы сделать доступными больше инструментов.
Готовясь к наихудшему сценарию, правительство готово принять ряд мер по преодолению экономического спада, начиная от снижения налогов и заканчивая инвестиционными стимулами, согласно источникам, знакомым с планами правительства. Предложения являются предварительными, в правительстве нет единого мнения по поводу стимулов: одна группа в коалиции Меркель призывает совершать расходы, ориентированные на потребителя, другая предпочитает ориентироваться на бизнес.
Перечень механизмов любого пакета постоянно меняются. Между тем, Германия сегодня находится в таком состоянии, когда она способна наращивать свои финансовые возможности после многих лет жесткого контроля над расходами, после применения которого государственный долг сократился до 60 процентов, по состоянию на прошлый год. Шольц, представляя на прошлой неделе в Берлине проет бюджета дал понять, что готов использовать часть этой огневой мощи, заявив, что «хорошие, стабильные финансы – лучший способ подготовиться» к периоду большей экономической неопределенности.
В своем обращении к Бундестагу Меркель отметила, что задолженность Германии в настоящее время соответствует одному из ключевых критериев стабильности зоны евро.
Первые последствия политики Америки
Германия вышла из финансового кризиса десять лет назад благодаря высокому спросу со стороны Китая на немецкие автомобили, что способствовало историческому непрерывному экономическому росту и рекордно низкому уровню безработицы. Но протекционизм президента Америки Дональда Трампа, объявившего "Америка в первую очередь" выбил немецкую экспортную машину из этой колеи.
Последний признак этого появился на прошлой неделе, когда Совет экономических экспертов снизил прогноз роста на 2019 год до 0,8 процента с более раннего прогноза в 1,8 процента. Тем не менее, согласно основному сценарию, рост должен подняться до 1,4 процента в следующем году.
Читайте также: Извечный страх Германии: что стоит за визитом Меркель в Москву
Опирающееся на понимание существующей устойчивости рынка труда доверие потребителей Германии остается высоким – прогнозируется, что в апреле показатель составит 10,4 пункта, продемонстрировав незначительное падение с максимума в 11 пунктов, зафиксированного в феврале прошлого года. Оптимизм вызывает большие внутренние расходы, которые ослабляют борьбу страны за экспорт.
Даже если в Берлине усиливаются опасения, окружение Меркель отправляет ясное послание: не раскачивайте лодку.
Когда в январе Шольц заявил газете Bild о том, что "тучные годы прошли", его слова быстро опроверг министр экономики Питер Альтмайер, близкий союзник Меркель.
"Нельзя подрывать экономический подъем, предрекая падение", – сказал Альтмайер.
С тех пор Шольц в основном называет свою позицию стремлением к "нормализации2.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Bloomberg
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки