MENU

У "Шахтера" есть недостатки клубной стратегии

1800 0

«Шахтер» – единственный украинский клуб с четко обозначенными долгосрочной стратегией развития и соответствующим ей стилем игры. Большинство его проблем системные, но контролируемые. Это последствия сознательного выбора курса и ряда осложняющих обстоятельств. Но даже такая стратегия – огромное преимущество перед любым клубом без плана.

Трансферы

Еще в конце 2000-х Саймон Купер и Стефан Шимански написали «Футболономику» – книгу о футбольной экономике. Самая интересная и полезная ее часть посвящена трансферам. Авторы сформулировали главные принципы успешной работы на трансферном рынке, которые актуальны и сейчас. С серьезными оговорками, во многом не зависящими от клуба (о них позже), «Шахтер» много лет следовал большинству из этих правил. Но в последние годы горняки вынуждены выходить за рамки.

Самые важные принципы трансферной политики из «Футболономики» (на самом деле их 12) и как «Шахтер» им следует:

1. «Новый тренер транжирит деньги на трансферы; не позволяйте ему это делать»Строго следует. «Шахтер» не покупает игроков под тренера, а нанимает тренера, готового работать в рамках выбранной стратегии. В такой ситуации не нужно каждый раз перестраивать состав под нового специалиста. Только пришедшему Фонсеке не купили вообще никого, но он добился результата.

2. «Рыночная цена звезд недавно прошедшего мирового или европейского турнира завышена; игнорируйте их»Строго следует.

3. «Рыночная цена возрастных игроков завышена»Строго следует. Донецкий клуб не платит деньги за возрастных игроков и в целом очень редко их подписывает. Тот же Мораес пришел свободным агентом.

4. «Помогайте своим игрокам переехать и обустроиться на новом месте»Строго следует. «Шахтер» известен умением создать максимум комфорта для своих футболистов – особенно для легионеров. Что говорить, если португальский – чуть ли не основной язык в клубе.

5. «Покупайте игроков с пагубными пристрастиями, а потом помогайте им избавиться от них»Возможно, следует. Купер и Шимански говорят об игроках с личными проблемами. У того же Соломона, возможно, и нет пагубных пристрастий, но над израильтянином висел вопрос армейской службы, отпугнувший «Манчестер Сити».

Читайте также: "Динамо" проти "Шахтаря": вирішальний матч у боротьбі за чемпіонство

6. «Продавайте любого игрока, если другой клуб предлагает за него больше, чем тот заслуживает»Частично следует. Играя в УПЛ, клуб не может себе позволить принять все предложения, даже если они очень хорошие и выше рыночной стоимости. На некоторые позиции просто невозможно найти замену. Это часть стратегии и сознательный выбор «Шахтера». Но при этом клуб отпускает лидеров, если поступает действительно очень щедрое предложение.

7. «Готовьте замену лучшим игрокам еще до того, как их продадите»Перестал следовать. Все работало как часы до начала и даже еще немного во время войны: Фернандиньо, Мхитаряна, Виллиана, Дугласа Косту, Алекса Тейшейру и других лидеров удавалось заменять за счет грамотной подготовки внутренних резервов. Всегда находился молодой игрок, готовый взять на себя новую роль, сделать шаг вперед.

Пару сезонов трансферной голодовки сразу после начала войны дают о себе знать только сейчас. Клуб не смог заменить ни Фреда, ни Бернарда, а вместо Ферейры пришлось из «Динамо» выманивать Мораеса (но это только временное решение). Результаты работы в последние два трансферных окна вряд ли будут видны раньше, чем через год-полтора. Сейчас «Шахтеру» важно не останавливаться и перезапустить разрушенный несколько лет назад цикл покупка – обкатка в ротации – основа – продажа.

8. «Лучше всего покупать игрока, когда ему 20 с хвостиком»Перестал следовать (частично). На самом деле авторы имели в виду, скорее, не возраст, а наличие опыта во взрослом футболе.

Многие фанаты «Шахтера» радовались, когда клуб снова начал пачками покупать молодых бразильцев. Даже некоторые болельщики «Динамо» уверены (слышал собственными ушами), что клуб взял классных игроков и в будущем сможет на них хорошо заработать. Это не удивительно – у «Шахтера» больше успешных трансферов латиноамериканцев, чем откровенно провальных.

Но не все обратили внимание, что последние покупки донецкого клуба отличаются от довоенного периода.

Начиная с Фернандиньо в 2005-м, «Шахтер» брал латиноамериканцев с опытом хотя бы сезона во взрослом футболе (исключение – Луис Адриано) и в возрасте 20+ или очень близко к нему. Это идеальный момент для трансфера: потенциал виден на фоне взрослых профессионалов, но цена еще не заоблачная.

Но 4 из 7 последних трансферов донецкого клуба – дети, которые играли только со сверстниками. И это не случайность. Им придется прыгать через две ступени: переход во взрослый футбол и адаптация к новой стране. Это не значит, что Сиприано, Маркос Антонио, Фернандо и Тете обязательно не заиграют. Но вероятность возникновения проблем намного больше – слишком много неизвестных.

Не говоря уже о том, что предыдущих бразильцев растил другой тренер, а Фонсека пока не показал себя классным воспитателем юных талантов.

9. «Рыночная цена представителей некоторых национальностей завышена»Никогда не следовал. Бразильцы – одна из самых востребованных футбольных наций. Цена на них и правда может быть завышенной, а конкуренция – сумасшедшая. Зациклившись на одном направлении, «Шахтер» искусственно себя ограничил.

Именно усиление интереса к молодым бразильским игрокам со стороны мировых грандов заставило «Шахтер» серьезно рисковать в последние два трансферных окна. Никто не объяснит лучше, чем Сергей Палкин:

«Если раньше топовые клубы («Реал», «Барселона») никогда не заходили в Бразилию, они брали 18-19-летних из клубов как «Шахтер». Уже адаптированных, играющих, на ходу. А сегодня они приняли решение заходить туда напрямую. Когда они зашли и купили Родриго за 45 млн, Винисиуса за те же 45 млн, то просто взорвали рынок.

«Барселона» напрямую купила Эмерсона, тот же Винисиус как играет в «Реале». А представьте, сколько бы они заплатили, если бы ему было 23-24 года. Безумные деньги. Сегодня все считают, трансферный рынок разогретый, поэтому они заходят напрямую, берут, как и мы, 18-19-летних.

Читайте також: Коноплянке пора взяться за ум и выбрать правильный клуб

Мы не можем себе позволить отдавать по 45-50 млн, нам приходится в этой конкурентной среде все равно отстаивать свои позиции. И эти позиции недешевые, если речь идет о серьезных трансферах, футболистах».

Как видно, в «Шахтере» понимают проблему. Но пока выбрали не самое очевидное ее решение – покупать игроков раньше, больше платить и, значит, больше рисковать. Назначение главой селекционной службы Жозе Боту (специалист по европейскому футболу) и покупка Соломона (уникальный трансфер для горняков), могут говорить о том, что клуб готов хотя бы частично сменить вектор. Но пока для этого слишком мало признаков – ставка идет все равно на бразильцев.

Обратите внимание, Соломон – идеальный трансфер с точки зрения «Футболономики». Тете или Маркос Антонио – нет. Если раньше «Шахтер» нарушал только последний принцип, то теперь таких отклонений стало больше. А значит больше шансов, что что-то может пойти не так.

Лимит на легионеров

Шахтёр

Та самая оговорка в трансферной политике, которая не зависит от «Шахтера». Лимит на легионеров не позволяет полностью соответствовать принципам футбольной экономики. Если взять конкуренцию в Лиге чемпионов, то у европейских клубов серьезное преимущество – возможность подписать на любую позицию самого сильного или самого перспективного игрока из доступных. Все украинские клубы лишены такого права – им всегда нужно думать о лимите во внутреннем чемпионате.

Поэтому по «Футболономике» можно оценивать только внешние трансферы «Шахтера». С внутренними переходами из УПЛ все сложнее (именно поэтому Марлос и Тайсон не попали в таблицу с южноамериканцами выше). Позиции на поле сознательно разделили на «украинские» и «легионерские» – это тоже часть клубной стратегии. Но если раньше в УПЛ находились даже адаптированные легионеры для основной обоймы (Марлос, Тайсон), то сейчас не хватает украинцев, чтобы забыть о лимите и обеспечить качественную конкуренцию на отведенных под него позициях.

Мешает и катастрофически низкий средний уровень УПЛ. Появляется все больше украинцев, которые не хотят тут играть даже в «Шахтере» или «Динамо».

Отсюда нерешаемые системные проблемы:

– Нельзя отправить на пенсию все чаще ошибающегося Пятова. Среди доступных украинцев нет никого, даже близкого по уровню. Единственный молодой голкипер с потенциалом уехал в Испанию.

– Нельзя разогнать и пересобрать заново оборону, пропускающую 22 гола за 8 матчей еврокубков. Проблема не только в центральных защитниках, а в командной игре в целом. Но сейчас клуб не может себе позволить потерять даже регулярно травмирующихся и провозящих Кривцова с Ордецом (а уход Ивана реален летом – о контракте так и не договорились). И вынужден переучивать Матвиенко, которому очень тяжело дается переход на новую позицию – не хватает защитных навыков.

Если Валерий Бондаренко – лучшая из кандидатур украинских центральных защитников, то не трудно сделать вывод об уровне этого очень узкого рынка. «Если анализировать, мы приобрели сильнейшего футболиста, который был на рынке, с нашей точки зрения, – объяснял Сергей Палкин. – Мы не рассматривали на эту позицию никаких иностранцев, верим в наших центральных защитников. Считаю, Матвиенко – будущее «Шахтера» и сборной Украины».

Единственная возможность для маневра – Хочолава. «Шахтер» не может позволить себе двух центрбеков-легионеров, поэтому нужно искать более качественную замену для грузина. Что-то подсказывает, что летом такой трансфер состоится.

– Трудно найти адекватную замену Срне. Болбат справа в защите – не от хорошей жизни. Так клуб пристроил одного из немногих оставшихся в составе воспитанников (а их количество важно для заявки в Лигу чемпионов) и подстроился под тенденции современного футбола, когда на фланге защиты все чаще появляются футболисты с хорошим пасом и сильными атакующими навыками. Даже в сборной Украины правого защитника играет полузащитник. Именно возвращение своего воспитанника Караваева может стать хотя бы частичным решением проблемы. 

– Нельзя отпустить Степаненко. Тарас давно заслужил повышение, но «Шахтер» не может позволить себе его уход.

В такой ситуации странно возмущаться натурализации Мораеса и Марлоса. Невозможно найти достаточного количества украинцев под лимит и при этом оставаться конкурентоспособными в Лиге чемпионов. Но это лишь временное решение. Возрастные украинобразильцы помогут сделать не такой ощутимой проблему на сезон-другой. 

Еще два недостатка клубной стратегии «Шахтера»

Шахтёр

Застой состава. Посмотрите, сколько лет находятся в клубе большинство игроков основной обоймы. Состав «Шахтера» – самый стабильный в УПЛ. Клуб никогда не торопится с исходящими трансферами и дает множество шансов своим легионерам в надежде, что они все-таки отработают вложенные деньги. Но эта стабильность все больше со знаком минус из-за ужасно низкого среднего уровня чемпионата.

6-8 матчей в еврокубках за сезон – не всегда достаточно, чтобы убедить талантливых иностранцев перейти в клуб. Их выбор ограничен. Прогрессировать тоже сложно. Все более снижающаяся интенсивность УПЛ не позволяет держать состав в хорошем тонусе под Лигу чемпионов. Чем дольше футболисты страдают против «автобусов» в чемпионате Украины, тем сложнее выдерживать требования еврокубков.

Читайте также: Гармаш та його історія отримання червоних карток

В таких условиях вероятность появления новых Дентиньо и Немов выше, чем Фредов или хотя бы Бернардов (дорогой, но принес пользу команде в ЛЧ). Избавиться от них без серьезных убытков почти невозможно: приходится выпускать в УПЛ, чтобы хоть как-то засветить и, возможно, отбить расходы. Получается, в заявке хватает легионеров, давно играющих в Украине, но усилить игру некем.

Тактическая предсказуемость. Более 10 лет «Шахтер» играет по одной схеме с небольшими ее вариациями. Да, футбол Фонсеки и Луческу отличается. Но все тактические эксперименты ограничены одной достаточно строгой моделью. То, что раньше считалось преимуществом, все больше становится слабым местом.

Вся Европа знает, как играть против горняков. Раньше тактические недостатки скрывались высоким индивидуальным уровнем лидеров, но их количество в составе «Шахтера» с каждым годом уменьшается, да и те, кто остается – не молодеют, не становятся лучше. Тайсону, Марлосу и Исмаили все тяжелее затащить топовый матч без слаженной командной работы, желания коллективно отрабатывать в обороне.

Даже Хацкевич в состоянии придумать план по сдерживанию значительно превосходящего в классе соперника. А в еврокубках тренеры раскладывают «Шахтер» на атомы. В последнем групповом этапе Лиги чемпионов спасало везение. Но с «Айнтрахтом» оно закончилось.

Концентрация трансферных усилий только на одном рынке ограничивает тактическую гибкость. Бразильцы сильны индивидуально, на чем и построен футбол «Шахтера», но совершенно не умеют вести жесткую борьбу, плохо прессингуют и слабо играют головой. Клуб не может кардинально отклониться от выбранного стиля – нет подходящих кадров для другого футбола. В любой схеме латиноамериканцы будут демонстрировать те же преимущества и недостатки. С этим просто придется жить.

Этот пост – не попытка доказать, что стратегия «Шахтера» обречена на неудачу. Само ее наличие в неблагоприятных условиях украинского футбола – огромное достижение.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Александр САЖКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини