Как Борис Джонсон связан с Россией
О связях бывшего мэра Лондона Бориса Джонсона с Россией известно давно. Теперь, когда он стал премьер-министром Британии, многие опасаются, что эти связи могут стать угрозой британской нацбезопасности. Об этом пишет Etcetera со ссылкой на Foreign Policy.
Британия заняла жесткую позицию по отношению к России, особенно после попытки покушения на российского экс-шпиона Сергея Скрипаля в 2018 году. Из Британии выслали 23 российских дипломатов. Разведслужбы с удвоенным рвением взялись за расследования происхождения российских денег, поступающих в страну. Тогда еще премьер-министр Тереза Мэй была категорична в своем заявлении, обращенном к россиянам, наслаждающимся свободной жизнью в Лондоне и лицемерно работающим на Кремль против Британии: «В нашей стране нет места для этих людей или их денег».
После того как пост премьер-министра занял Борис Джонсон, сторонник жесткого Brexit (выхода из Европейского Союза без договора), есть опасения, что британские усилия по борьбе с российскими политиками и олигархами могут потерпеть крах.
Читайте также: Мистер Брекзит: почему Борис Джонсон – не британский Дональд Трамп
Некоторые эксперты высказывают мнение, что Джонсон будет лояльным к политике президента России Владимира Путина, несмотря на недавние откровения о его дружбе с бывшим российским бизнесменом Александром Темерко. Последний – сложная фигура, он критикует агрессию Москвы в Украине и, вместе с тем, одобряет действия ФСБ.
Ожидается, что жесткий «Брексит» окажет негативное влияние на британскую экономику, спровоцировав падение ВВП на 8%. Эксперты опасаются, что правительство будет настолько отчаянно нуждаться в ликвидности и внутренних инвестициях, что «сумасшедшая» Британия станет еще более открытой для грязных денег зарубежных клептократов.
Друг или не друг?
Хотя новый премьер-министр публично критиковал российского президента, есть данные, что во время пребывания Джонсона на посту министра иностранных дел Британии МИ-6 «по-тихому» отменила наблюдение за его российскими друзьями. Проблема в том, готов ли Джонсон, раздававший щедрые предвыборные обещания о поддержке бизнеса, перекрыть поток российских денег в Лондон. Будучи мэром Лондона, он руководил бумом на рынке недвижимости, вызванным сомнительными внутренними инвестициями, и, вместо того чтобы отказаться от грязных денег, просто обложил их налогом.
В правоохранительных органах Британии триумф Джонсона вызвал обеспокоенность. По словам источника издания, никто не надеялся на быстрые и решительные меры против российских олигархов, обосновавшихся в Британии, но теперь ситуация усугубилась. «Присутствие здесь российских олигархов с внутренними связями с Кремлем должно рассматриваться как риск национальной безопасности, а не как экономическая возможность», – сказал он.
Кто такие олигархи?
Для мира каждый богатый россиянин стал «олигархом», независимо от его состояния, где он живет и как он зарабатывает свои деньги. Олигарха от любого богатого человека отличает политическая власть и уровень влияния, несоразмерный с его богатством. После прихода к власти Путина возникло новое поколение российских ультрабогачей, получивших свое состояние благодаря госконтрактам и патронату: например, братья Борис и Аркадий Ротенберги, Олег Дерипаска, Игорь Сечин.
Что значит «связанный с Кремлем»?
Большинство российских бизнесменов, живущих в Британии, не имеют прочных связей с Путиным. Тем не менее, они могут добровольно оказывать некоторые услуги Кремлю в качестве платы за их дальнейшее процветание. Многим приходилось сотрудничать с ФСБ и российской организованной преступностью, чтобы заработать и сохранить свое богатство.
«Стоит рассмотреть возможные последствия, если ко всем богатым россиянам и их деньгам будут относиться одинаково, с подозрением. По сути, это сделало бы работу Путина за него, поддерживая миф о западной русофобии», – пишет издание.
После «Брексита» Британия рискует стать слишком открытой для россиян, которые несут с собой не только сомнительные средства, но и влияние Кремля. Лондону необходимо разработать новую классификацию для состоятельных россиян, а не делить их на «олигархов» и «неолигархов».
Три вида русских богачей
Во-первых, есть «аполитичные богачи», которых можно считать бизнесменами, чья деятельность за рубежом в основном сводится к благотворительности, зарабатыванию капитала и определенному лоббированию, связанному с законными коммерческими интересами. Например, таким является технический инвестор Юрий Мильнер. Они не будут противостоять Кремлю, но и не станут его «марионетками».
Читайте также: Будущий премьер-министр Великобритании Борис Джонсон: кто он и чего от него стоит ждать?
Во-вторых, есть «клиенты Кремля», которые являются, скорее, госслужащими, чем бизнесменами, и управляют отраслями в интересах правительства. Например, «повар Путина» Евгений Пригожин.
В-третьих, есть «кремлекраты» (kremlocrats). Один из них – Константин Малофеев. Он является одним из тех, кто имеет очень тесные связи с властью, но обладает определенной степенью автономии. Эти люди – самые «сложные» для Запада. Они оказывают услуги Кремлю в обмен на привилегии и прибыль не только потому, что это им необходимо, но и по идеологическим соображениям или из прагматизма, как Дерипаска.
Британия может вести дела с россиянами и при этом оставаться в безопасности. Можно показать, что Запад не антироссийский, а антикремлевский и против клептократии. Нужно только учитывать все нюансы, хотя это никогда не было сильной стороной Бориса Джонсона.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки