MENU

Электромобили – будущее, метан – настоящее. Как быстро улучшить ситуацию с загрязнением воздуха в Украине

841 1

Загрязнение воздуха в Украине

Давайте будем реалистами, в небогатой Украине замена автопарка на электромобили будет происходить не быстро. Что мы можем сделать уже сейчас?

В середине июня уровень загрязнения воздуха в Киеве превысил пять среднесуточных предельно-допустимых концентраций. Общеизвестно, что основным источником загрязнения в городах является выхлопные газы автотранспорта. В Европе, где экологическая ситуация намного лучше, количество преждевременных смертей из-за загрязненности воздуха оценивается в 790 000 в год, а дополнительные затраты на медицину превышают десятки миллиардов евро. По оценкам ВОЗ из-за загрязнения воздуха украинцы теряют около 2,5 лет здоровой жизни, что является одним из худших показателей в мире. Проблема роста уровня загрязнения воздуха в украинских городах будет только усиливаться. И ее нужно решать и решать очень быстро. Об этом пишет Сергей Макогон специально для НВ Бизнес. 

Что делать. Первое, что приходит на ум – электромобили. Идея сейчас очень популярная и раскрученная. Но давайте будем реалистами, в небогатой Украине замена автопарка на электромобили будет происходить не быстро, да и инфраструктуру для массового перехода еще нужно создать. Кроме того, электрическая тяга – хорошее решение для легкового транспорта, но пока непрактичное для автобусов, грузовиков и коммунальной техники (мусоровозы и др.) ввиду ограниченного пробега и недостаточной мощности, а также отсутствия необходимой инфраструктуры и высокой стоимости такой техники. Добавим, что в Украине более 30% электрической энергии пока вырабатывается на угольных ТЭС, которые сами являются крупными источниками загрязнения и активно закрываются в Европе.

Безусловно, электротранспорт – это будущее. Но будущее в среднесрочной перспективе, а решать проблему с загрязнением воздуха в городах нужно уже сейчас.

Читайте также: Бетонные дороги в Украине: реальность vs ожидания

Вот здесь и стоит обратить внимание на более доступные и уже апробированные решения. Одним из таких является использование в качестве моторного топлива сжатого метана (CNG), не путать с LNG (сжиженный газ) и LPG (пропан-бутан). В нашей стране в свое время активно использовался транспорт на метане, особенно в коммунальной сфере и для автобусных перевозок. В свое время количество автотранспорта на метане превышало 100 тысяч единиц. Многие из нас еще помнят автобусы и грузовики с большими красными баллонами на крыше.

Перспективы использования сжатого метана. Почему использование метана как топлива для транспорта, в первую очередь для автобусов и грузовиков, имеет хорошие перспективы?

Во-первых, по экологичности метан оставляет позади всех конкурентов (кроме водорода и электричества). На сегодня этот природный газ – самое чистое ископаемое топливо. Он соответствует стандарту Евро 5, при его использовании объем вредных выбросов сокращается в несколько раз. По сравнению с бензином в отработавших газах метанового двигателя содержится в 2−3 раза меньше оксида углерода, в 2 раза меньше окиси азота, а задымленность снижается в 9 раз. Но главное – отсутствуют соединения серы и свинца, которые наносят наибольший вред атмосфере и здоровью человека.

Во-вторых, это позволяет значительно сократить расходы на топливо. Например, в пересчете стоимости топлива на 1 км пробега метан будет в два раза дешевле бензина, на 60% дешевле дизеля и пусть не так значительно, но все-таки ниже стоимости пропана. Среди дополнительных бонусов – значительное увеличение срока службы двигателя. Стоит учесть, что "слить" такое топливо невозможно, что также является существенным аргументом в пользу использования метана при больших объёмах грузоперевозок.

В-третьих, в прошлом году Украина импортировала около 90% дизельного топлива, 60% бензина и 60% LPG, что показывает нашу критическую зависимость от импорта. При этом, наша страна на 70% процентов закрывает потребность в метане за счет собственной добычи. А согласно существующим планам она должна выйти на полную самообеспеченность природным газом уже через 5−8 лет.

Мировой опыт. В других странах существует много успешных примеров использования метана в качестве моторного топлива. Всего в мире насчитывается порядка 15 млн автомобилей, использующих метан в качестве моторного топлива. Мировой лидер в использовании метана – Иран с более чем 4 млн автомобилей, за ним следуют Китай (4 млн) и Пакистан (3.6 млн).

Лидерство в развитии CNG-инфраструктуры среди европейцев держит Италия. Здесь более 1280 заправок (АГНКС), которыми пользуются более 2% всех авто в этой стране (около 900 тыс.), которые потребляют порядка 1 млрд м3 метана в год. В Германии также нет проблем с метановыми заправками – на территории страны более 840 АГНКС. Активно развиваются сети метановых заправок во Франции, Чехии, Австрии, Болгарии, Бельгии и Голландии.

 Кроме того, стоит отметить, что после громкого скандала "дизельгейт" в 24 европейских городах с общим населением 62 миллиона человек автомобили с дизельными двигателями будут запрещены в течение следующих 10 лет. В числе этих городов – Амстердам, Барселона, Лондон, Рим. Уже сейчас многие европейские города активно расширяют парк автобусов, которые работают на метане.

Проблема загрязнения воздуха автотранспортом уже давно является областью пристального внимания Европейской Комиссии. В 2011 году была принята Транспортная стратегия до 2050 года, направленная на то, чтобы преодолеть зависимость транспорта ЕС от нефти. Она ставит целью сократить выбросы парниковых газов к 2050 году на 60%. Стратегия устанавливает цели для различных видов транспорта. Одна из них – создание городской логистики без выбросов CO2, благодаря сокращению количества автомобилей на традиционном топливе к 2030 году и полному отказу от их использования в городах к 2050-му. Для достижения этих целей ставка делается на альтернативные виды топлива. Особое внимание уделяется именно сжатому природному газу (CNG). Не так давно была принята директива 2014/94/EU по развитию инфраструктуры для альтернативных видов топлива, которая обязывает страны-члены ЕС развернуть сети АГНКС в густонаселенных районах до 2020 года и вдоль основных транспортных коридоров, определенных стратегией TEN-T – до 2025 года. При этом станции должны отвечать общим стандартам, а расстояние между ними не должно превышать 150 км. Стоит отметить, что ряд украинских автодорог является продолжением данных транспортных коридоров.

В начале 2019 года в Европе были принята Директива о чистых транспортных средствах (Clean Vehicles Directive), с целью развития рынка транспортных средств с нулевыми или низкими выбросами и поощрения их использование в государственных закупках. Директива устанавливает минимальные целевые показатели закупок для "чистых" транспортных средств малой грузоподъемности, грузовых автомобилей и автобусов на 2025 и 2030 годы. Согласно новым правилам, к 2030 году до 65% новых автобусов должны быть "чистыми". Предполагается, что половина этого показателя может быть достигнута с помощью использования метана в транспорте.

Стоит отметить, что Российская Федерация также планирует до 2024 года выделить из бюджета около 58 млрд рублей на развитие газомоторной отрасли и привлечь около 500 млрд рублей в данную отрасль в виде инвестиций государственных (Газпром, Роснефть) и частных (Новатэк) компаний. При этом количество заправочных станций должно возрасти с 380 до 1400.

Украинский опыт. Технология CNG не нова и для Украины. 40 лет назад метан активно использовался для автобусов и коммунального автотранспорта. Уже сейчас существует сеть АГНКС из более 260 заправок, которые расположены преимущественно в крупных городах и вдоль транспортных магистралей. До 2010 года даже выпускались автобусы ЛАЗ-695НГ, работающие именно на CNG. К сожалению, объем реализации метана на АГНКС постоянно снижается из-за незначительно количества автотранспорта, которое использует этот газ как топливо.

По неофициальной статистике в Украине парк авто на метане не превышает 30 тысяч единиц. В отличие от электромобилей для автотранспорта, работающего на метане (NGV), отсутствуют льготы при импорте и использовании. Такой автотранспорт обычно дороже классического на 15−20%. Соответственно, покупатели обычно выбирают стандартные-бензиновые или дизельные-автомобили и автобусы.

Хотелось бы отметить, что практически все европейские производители имеют в своей линейке NGV – транспорт. Например, концерн Volkswagen имеет линейку из 19 легковых авто: Golf TGI, Golf Variant TGI, eco up!, Polo TGI, Caddy TGI, Caddy Maxi TGI, Audi A5 Sportback g-tron, SEAT Arona 1.0 TGI, Skoda Octavia Combi G-TEC, ŠKODA SCALA G-TEC. IVECO, Mercedes, MAN и SCANIA производят грузовики и автобусы работающие на метане.

Но главное, в Украине есть прекрасный потенциал для быстрого развития этого направления при незначительных инвестициях. Во-первых, Украина обладает вторыми по размерам запасами природного газа в Европе, что делает этот рынок менее зависимым от мировой конъюнктуры. В любом случае, лучше тратить деньги на товары, которые производятся в Украине, а не импортируются, – это же и рост ВВП и зарплаты нашим гражданам. Во-вторых, украинская газотранспортная система с ее 38 тысяч километров трубопроводов имеет очень высокий уровень проникновения в регионах, что позволяет создать необходимую инфраструктуру заправочных станций АГНКС практически в любом населенном пункте или на большой автостраде.

Отечественная ГТС хорошо развита и обладаем избыточными мощностями после снижения объемов транзита российского газа. Поэтому дополнительных инвестиций в ГТС для поддержки развития сети АГНКС не требуется.

Практическое решение. Что можно и нужно сделать для этого практически? Если говорить о quick wins, это, в первую очередь, стимулирование организаций и компаний с большим автопарком использовать метан в качестве топлива для внутригородских перевозок.

Например, городские власти столицы могут обязать Киевпастранс начать закупать автобусы, которые работают на метане. А также – требовать наличие автобусов, работающих на этом виде топлива, от частных перевозчиков при получении разрешений и лицензий на маршруты. Аналогично – для компаний по вывозу мусора. Также Киевсовет может обратиться к большим торговым сетям (Сильпо, Фуршет, АТБ и т. д.), компаниям по доставке (Нова пошта, Укрпошта) и логистическим центрам с просьбой начать использовать грузовики на метане для внутригородских перевозок. Эта идея отлично впишется в их политику социальной ответственности.

Дополнительно стоит стимулировать покупку автотранспорта на метане путем предоставления фискальных льгот наравне со льготами, которые недавно были утверждены для электротранспорта (освобождение от пошлин и НДС при импорте, привилегии в использовании и т. д.).

Читайте также: В Германии хотят увеличить помощь на покупку элетромобилей

Если же говорить о долгосрочной стратегии, то нам нужно двигаться в русле стратегий и требований Евросоюза по стимулированию использования альтернативных видов топлива в транспорте. Необходимо транспонировать вышеупомянутые европейские директивы в украинское законодательство, что вполне вписывается в Договор про ассоциацию с ЕС, которые требует гармонизацию нашего законодательство с законодательством ЕС. Также необходимо внести соответствующие изменения в Транспортную Стратегию Украины и Энергетическую Стратегию Украины. И одним из первых шагов может стать государственная программа поддержки развития сетей АГНКС вдоль транспортных коридоров и в населенных пунктах.

Кроме того, возможно, будут оправданы программы по поддержке переоснащения старых дизельных и бензиновых автомобилей двигателями CNG и импорта новых автомобилей (грузовиков и автобусов) на метане. В том числе, предоставление субсидий лизинговым организациям на приобретение техники, способной работать на газе. Во Франции, например, запрещено использование любого углеводородного топлива за исключением CNG на муниципальных автобусах и мусороуборочных грузовиках. В Италии на всех новых АЗС требуется наличие модуля заправки метаном, а также предусмотрены выплаты из бюджета за покупку авто на метане и за строительство АГНКС. В Украине похожие меры также дадут хороший социально-экономический эффект. Расходы бюджета на налоговые льготы или прямое субсидирование будут невелики, так как автомобилей на CNG в Украину ввозится мало. А вот преимуществ много – экономия коммунальных и частных предприятий на топливе, снижение затрат на здравоохранение, повышение эффективности использования существующей инфраструктуры.

Безусловно, если говорить о перспективе 20−30 лет, то мировое будущее, как и нашей страны, за электромобилями. Но сегодня электротранспорт по сумме затрат все еще остается дороже бензиновых и газовых аналогов. Грузовиков и автобусов, которые могут автономно передвигаться на электрической тяге, немного и они недешевые. Электротранспорт и транспорт на метане не взаимоисключают, а гармонично дополняют друг друга. Поэтому стимулирование в Украине использования метана как моторного топлива должно стать разумным решением, позволяющим сделать воздух в наших городах значительно чище уже завтра.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Сергей МАКОГОН


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини