Журналист: Белорусский проект для Кремля – наиболее оптимальный вариант решения проблемы 2024 года
В Москве уже несколько выходных проходят акции протеста в поддержку кандидатов, которым отказали в регистрации для участия в выборах в Московскую городскую думу. Белорусам вся эта история, когда оппозицию не пускают в органы власти достаточно брутальными методами, очень знакома.
Достаточно распространенным является мнение, что В. Путин в этом плане учится у А. Лукашенко. Все авторитарные режимы функционируют по похожим правилам. Такая своеобразная система сообщающегося беззакония. Диктатура – болезнь заразная.
Очень показательно, что поводом для массовых протестов стал отказ властей регистрировать независимых кандидатов. Беларусь этот рубеж прошла давно, еще в начале 2000-х годов. За прошедшее время здесь отстроена эффективная система отбраковывания неугодных кандидатов, создана и отлажена избирательная машина, работающая на автомате и дающая нужный результат в ходе выборов.
В этом смысле Россия отстала. Страна большая, создать подобную систему сложнее. Там еще в прошлом году в нескольких регионах в ходе выборов губернаторов прокремлевские кандидаты терпели поражение. В Беларуси представить такое просто немыслимо.
Но Россия быстро догоняет. Нерегистрация представителей оппозиции, милицейский (простите, полицейский) «хапун» сотен человек, объявление всех недовольных «пятой колонной», проплаченной Западом, – как это все похоже.
Однако есть и отличие. Поскольку в России авторитарный режим стал складываться позже, чем в Беларуси, то там успело сформироваться «непоротое поколение». Оно еще пытается реагировать на несправедливость в ходе выборов.
Читайте также: К чему Путин склоняет Лукашенко
В Беларуси демократический отрезок истории оказался очень коротким. Он вместился в пять лет, занял первую половину 1990-х годов. Большинство людей, успевших вдохнуть тот воздух свободы, уходят от активной жизни. Растет уже второе поколение, которое даже не представляет, что такое выборы. Все настолько привыкли, что это чисто технический, процедурный процесс, который ни на что не влияет, что избирательная кампания давно превратилась в малоинтересную рутину.
Как обычно, в период выборов в демократической среде Беларуси развернулась дискуссия о том, стоит ли оппозиции участвовать в этом спектакле. Массовые акции в Москве, вызванные очевидной несправедливостью властей в отношении оппозиции, являются дополнительным аргументом, побуждающим к участию. Если оппозиция не участвует, то властям нет необходимости нарушать закон, нет повода для возмущения.
Нынешние события в России лишний раз подтверждают, что когда общественная атмосфера накалена, недовольство населения политикой властей висит в воздухе, то повод для протеста может быть любой, социальный пожар способен вспыхнуть от мелочи. Обратите внимание, что год назад отказ властей зарегистрировать кандидатом в президенты главного российского оппозиционера Алексея Навального, не вызвал никакой публичной реакции в РФ в виде уличных акций. А теперь нерегистрация нескольких независимых кандидатов в ничего не решающую Мосгордуму – властный произвол значительно меньшего масштаба – породила такие протестные страсти. Это означает, что за год после триумфального переизбрания В. Путина на должность президента социально-политическая атмосфера в России существенно изменилась. И заранее нельзя предугадать, от чего все вспыхивает.
Как последние драматические события в России влияют на Беларусь?
Во-первых, они актуализируют тему честных выборов в обществе, а не только в среде оппозиционных партий. И, как уже отмечалось выше, это может побудить активных граждан преодолеть колебания и принять участие в избирательной кампании.
Во-вторых, и это самое главное, последние события в Москве могут сильно повлиять на белорусско-российские отношения. Они резко обостряют для Владимира Путина, как говорят российские эксперты, «проблему 2024 года», когда окончится его президентский срок. Есть несколько вариантов ее решения, и они все рискованные.
Вариант первый: уйти на пенсию, на покой, передав власть преемнику. Но вот какой знаменательный политический урок преподали последние драматические события в Кыргызстане. Там несколько дней спецслужбы страны проводили силовую операцию по задержанию экс-президента страны Алмазбека Атамбаева. В кыргызской истории интересно то, что нынешний президент Сооронбай Жээнбеков является преемником, политическим наследником Алмазбека Атамбаева. Последний всячески лоббировал кандидатуру Жээнбекова, агитировал, призывал за него голосовать. И вот, возглавив государство, Жээнбеков отказался от своего политического отца, «сдал» его, как стеклотару. Из этого кыргызского кейса следует простой вывод: никакому преемнику нельзя верить, никакие гарантии не спасут от уголовного преследования.
Значит, надо искать варианты оставаться у власти до конца жизни. Самый простой из них состоит в том, чтобы поменять Конституцию. Например, убрать из нее статью, запрещающую одному человеку баллотироваться на пост президента более двух сроков. Как это сделал А. Лукашенко в 2004 году.
Читайте также: “Углубленная интеграция”: Путин хочет восстановить империю, Лукашенко – сохранить власть
Есть путь, которым пошел лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев, который оставил пост президента, но возглавил Совет безопасности, перетянув на него значительную долю реальной власти.
Но такой способ политического бальзамирования вызовет массовое недовольство в России. Хочу напомнить историю 2012 года. Тогда информация о том, что Владимир Путин возвращается на пост президента после окончания полномочий Дмитрия Медведева, вызвала политический кризис в России, стотысячные демонстрации на Болотной площади в Москве, попытки прорваться в Кремль. И чтобы погасить это возмущение, пришлось присоединять Крым, вторгаться в Донбасс.
Теперь в России наблюдается тренд роста общественного недовольства властью, падения доверия к президенту. Согласно последним данным, сейчас за В. Путина готовы голосовать 42% населения РФ. Напомню, что после Крыма эта цифра долго держалась на уровне 86%. «Крымский консенсус» распался, общество расколото, система выходит из равновесия. И на таком фоне если даже нерегистрация нескольких независимых кандидатов в Мосгордуму вызвала шквал страстей, то можно представить, как забушует страна от известия, что Путин ломает Конституцию для самосохранения у власти.
Что остается в такой ситуации делать Владимиру Владимировичу? Надо совершить какой-то очередной подвиг Геракла, преподнести своему доброму народу ценный подарок, богатое приданое, что могло бы вернуть общественную поддержку. Правильно, вы уже догадались: присоединить Беларусь под видом «углубления интеграции». В таком случае будет создано новое государство, принята новая Конституция, президентские сроки Путина обнуляются, можно начинать все сначала. А благодарный народ в очередной раз внесет на своих плечах в Кремль собирателя земель, «национального лидера».
Но важным условием такого аншлюса должен быть мирный, добровольный характер присоединения. Силовой сценарий вряд ли будет поддержан россиянами. Осталось только одно небольшое препятствие, надо как-то уломать А. Лукашенко (белорусский народ, увы, не является субъектом политики).
То есть теперь для Кремля белорусский проект из всех возможных вариантов решения проблемы 2024 года может стать наиболее оптимальным. Однако планы и реальность редко совпадают. На самом деле этот вариант для В. Путина не менее рискованный.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки