Почему акции надежнее денег: объясняет экономист
Все ждут кризиса, но уровень инфляции не повышается, и сильно не растут цены на сырьевые товары, пишет в блоге НВ.Бизнес Александр Куликов.
Огромное количество людей уже не первый год ждут обвала фондовых рынков мира, но финансовые рынки, вопреки этому, продолжают расти как ни в чем не бывало. Фондовый рынок США растет уже 10 лет почти без остановки. С марта 2009 года, когда было достигнуто наименьшее значение по индексу S&P500, данный индекс уже вырос в 4,5 раза. Более того, индекс S&P500 уже почти двукратно превысил максимумы в посткризисном 2007 году. И рост американского рынка акций уже переломал логику множества «медведей» на рынке, верящих в скорый обвал фондового рынка США.
То же самое происходит и на долговом рынке развитых стран, где надежные государственные облигации очень сильно выросли в цене, за счет чего их доходность упала в некоторых случаях до 0% и ниже. Так сейчас происходит с немецкими и японскими государственными облигациями, чьи доходности часто уже имеют отрицательную доходность. То есть денег в мире настолько много, что они готовы платить за их хранение.
Причина всего этого в принципе понятна. Центральные банки мира напечатали и собираются напечатать огромное количество денег. И эти деньги и надувают«пузыри» на финансовых рынках мира. В свете последних новостей такое положение вещей сохранится и в будущем, поскольку Дональд Трамп уже напрямую требует от ФРС запуск новой программы по выкупу активов и Европейский Центральный Банк так же хочет печатать деньги.
Но в этом всем возникает странный парадокс и вопрос — почему же тогда не растет инфляция. Почему так же сильно не растут цены на сырьевые товары и деньги не идут на развивающиеся рынки? Почему в мире так получилось, что огромные деньги крутятся внутри «надежной» финансовой системы стран Запада и не попадают в реальную экономику и в менее развитые страны?
Читайте также: Большие успехи одной маленькой страны
Объяснить этот парадокс можно так: финансовый кризис в 2008 году во многом был связан с ипотечным кризисом в США, когда в Америке обрушился «пузырь» на рынке ипотечных бумаг. После этого финансовый мир решил поменять правила регулирования банковской системы мира для того, чтобы в будущем не допустить рост «пузырей» подобных ипотечному «пузырю» в США. Базельский комитет по банковскому регулированию разработал и ввел в действие новое соглашение Базель 3, которое ужесточает требования к капиталу банков, к концентрации кредитного и торгового портфеля банков и так же ужесточил требования по страновому риску.
Все детали соглашения Базель 3 будет очень сложно и долго объяснять. Но если рассказать «на пальцах» как это работает, то объяснение может быть таким — опуская сложности, обобщая и утрируя.
Допустим, у вас есть банк, у которого есть свой миллион долларов. Вы в дополнение к этому собрали депозитов на 4 миллиона долларов. Итого у вас есть $5 млн активов, $4 млн пассивов и $1 млн собственного капитала.
Вы как банк естественно распоряжаетесь деньгами и вкладываете их для получения дохода. И допустим, вы покупаете сырьевой товар в виде биржевой меди на $5 млн в расчете на будущий рост цены, то есть на все деньги, которые у вас есть. По нормативам Базель 3 биржевая медь при расчете достаточности капитала считается с дисконтом 50%, соответственно ваши активы с высоты капитала первого уровня оцениваются не в $5 млн, а в $2,5 млн. То есть, при расчете достаточности капитала при «стресс-тесте», вы банкрот и у вас по балансу будет минус полтора миллиона долларов. Для того, чтобы достаточность вашего капитала при «стресс-тесте» не упала ниже 10%, вы можете купить меди лишь на $1 млн, которые будут считаться как 500 тысяч. Все остальные деньги вы должны будете вложить во что-то«надежное», которое считается без дисконтов.
Логика такова: медь — это рисковый актив и велик риск того, что она может сильно упасть в цене достаточно быстро. А вкладчики должны быть защищены, поэтому и вводится дисконтирование при расчете стоимости активов для достаточности капитала банков. Дисконт при расчетах закладывает величину риска потерь в стоимость актива.
Есть еще другой пример. В США люди покупают недвижимость в ипотеку и допустим, дом стоит $200 тысяч. Но такие кредиты оцениваются Базелем 3 в 85%. То есть кредит стоимостью $200 тысяч будет оцениваться в $170 тысяч. Но тут банки могут маневрировать. Банк выдает $170 тысяч в кредит (85% от цены), но под залог банка попадает весь дом полностью в объеме $200 тысяч. В этом случае сумма залога превышает объем кредита и будет покрывать дисконтирование в расчетах.
Читайте также: Курс доллара и падение фондовых рынков – финансовый обзор недели
При оценке активов и применения дисконтирования по отношению к ним, очень важен рейтинг страны, поскольку от этого зависит величина дисконта к активу. Облигации страны с рейтингом ААА оцениваются на 100% своей стоимости, а к облигациям с рейтингом страны А- нужно уже делать дисконт в размере 20%. Поэтому вложенный миллион долларов в облигации Германии или США оценивается как миллион долларов. А такое же вложение в Украину с рейтингом «B-» и «Саа1» считается уже с дисконтом как рисковый актив. Поэтому суверенный рейтинг стран, который присваивают рейтинговые агентства Fitch, Standard & Poor’s и Moody’s очень важны для финансового мира. От рейтинга страны или эмитента зависит то, как банки будут оценивать данный актив с качественной стороны.
В соглашении Базель 3 применяется очень много дисконтов к различным активам, описывать все нет смысла. Главный смысл в том, что испугавшись ипотечного кризиса в США, который стал причиной кризиса в 2008 году, мир ужесточил правила и ограничил возникновение «пузырей» в потребительском кредитовании, в ипотечном кредитовании ограничил потоки капитала на развивающиеся рынки и в сырье и тем самым, по сути, ввел ограничительные пошлины для денег.
Поэтому банки значительно сократили свои лимиты на вложения в развивающиеся экономики с низким кредитным рейтингом, сократили вложения в сырьевые активы, от чего цены на сырье с 2011 года падают. И кредитование реальной экономики в значительной степени было подавлено новыми жесткими требованиями.В результате в мире произошел разрыв между финансовым сектором и реальной экономикой. Деньги в избытке циркулируют внутри самой финансовой системы. Поэтому мы и наблюдаем рост рынка акций и падение доходностей облигаций в развитых экономиках из-за работающих печатных станков. Но реальная экономика, сырьевые активы и развивающиеся страны не получают пользы от работающих печатных станков по производству денег. Потому в мире и не растет инфляция.
И поэтому, если ФРС, ЕЦБ и другие Центральные Банки мира будут и дальше печатать деньги, то финансовые пузыри в странах с кредитным рейтингом ААА продолжат расти ни смотря ни на что. И разрыв между финансовым миром и реальной экономикой продолжит расти. И поэтому «пузырь» в американском фондовом индексе S&P500 сейчас полностью оправдан, как и нулевые доходности по немецким облигациям государственного займа. Ведь при нынешних условиях и правилах, «пузыри» стали закономерностью. Базельский комитет по банковскому надзору хотел защитить мир от одних «пузырей», но создал условия для появления других. И как говорится: от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Поэтому не нужно ждать обвала американского индекса S&P500. В нынешних условиях речь может идти только о временных коррекциях. Даже если мировую экономику в ближайшее время ждет кризис, то уровень 2 500 пунктов по S&P500 является хорошей целью для падения в рамках коррекции, но загадывать на большее снижение не стоит. Игра на понижение стоимости акций может носить лишь временный спекулятивный характер, если же говорить об инвестициях, то речь может идти только о покупке акций.
Если вспомнить, то в 90-м году прошлого века индекс Доу-Джонса стоил всего 2 500 пунктов и это тогда казалось очень высоким уровнем, ведь совершенно недавно были 70-е годы, когда индекс Доу был и вовсе всего 800 пунктов. Но прошло 10 лет, и в 2000 году индекс Доу-Джонса стоил уже 11 000 пунктов. Почему так произошло? Ответ — просто деньги имеют свойство обесцениваться. И сегодняшнее тупиковое положение с «печатными станками» и соглашением Базель 3, будет в конце концов иметь свою развязку. Валютные войны, которые сейчас набирают оборот, могут помочь миру выйти из сложившегося положения за счет очередного обесценения денег, а не за счет падения стоимости активов. Поэтому акции в разрезе десятилетий надежней денег.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки