Самый модный невроз: три способа справиться с синдромом самозванца
Каждое утро миллионы специалистов выходят на работу с паническим страхом быть раскрытыми, уличенными в профессиональной несостоятельности.
Тайский психолог Джаруван Сакулку утверждает, что две трети высококвалифицированных работников испытывают кризис веры в себя. Что стоит за этим кризисом и почему "синдром самозванца" стал наимоднейшим неврозом современности?
В 1953 году у берегов Кореи на канадском эсминце Джозеф Сир провел шестнадцать успешных операций над тяжелоранеными пехотинцами. Радиостанции прославили доблесть хирурга, однако его мать это скорее озадачило, чем обрадовало. В письме к руководству Королевского Канадского флота миссис Сир отметила, что во время Корейской кампании ее сын жил и практиковал в Гранд-Фолсе (округ Виктория), и она бы заметила его отлучку на войну. Выяснилось, что под именем Сира скрывался шарлатан Фердинанд Демара. В благодарность за спасение морпехов, Демаре не выдвинули обвинений, а тихо уволили с флота.
Разумеется, даже имея опыт сложных операций, по возвращению на берег Демара не стал хирургом, а получил прозвище Великий самозванец. Почему же мы считаем успешного практика Демару шарлатаном? По мнению социолога Пола Старра, дело в профессиональной инициации – ритуале, который превращает непрофессионала в профессионала.
Читайте также: Мілленіали виявилися найсамотнішим поколінням – соціологи
В средневековых цехах подмастерье доказывал трудовую состоятельность, преподнося мастеру "шедевр" – изделие исключительного качества, которое бы подтверждало, что ученик овладел ремеслом в полной мере. Новоявленному мэтру позволялось открывать мастерскую, набирать учеников, самостоятельно устанавливать цены. Потому учителя с неохотой принимали шедевры от будущих конкурентов. Несмотря на целые гражданские войны между цеховыми мастерами и "вечными подмастерьями", система инициаций "учитель-ученик" безальтернативно просуществовала вплоть до XV века.
Историк Инга Шомракова связывает перелом цеховой системы с развитием книгопечатания. Бунт подмастерьев был бы невозможен, если бы ученикам негде было бы получать информацию, кроме как от учителей. Однако благодаря библиотекам и отошедшим от дел практикам, университеты пошатнули монополию на знания – и также получили право профессиональной инициации. Теперь и университетский диплом дает право специалисту брать деньги за суждения о тех или иных вещах.
Новый кризис профессиональной инициации совпал с очередным витком информационной эволюции. Интернет настолько быстро изменил рынок (в том числе и труда), что университеты не успевают разрабатывать курсы обучения, а вчерашние гуру не всегда могут освоить сетевые инструменты. Современный профессионал часто лишен инициации учителем или университетом. Он подобен Фердинанду Демаре, заучивающему медицинскую энциклопедию перед первой операцией. Его путь – самообразование и опыт.
Неудивительно, что такой "самоназванный" специалист постоянно опасается разоблачения. Успехи приписываются удаче, а ошибки воспринимаются как личностная несостоятельность. Без инициации работник сам не верит, что перешел из разряда обывателей в разряд экспертов – то есть в наличии весь комплекс невротических симптомов, названный психологом Паулиной Кланс "синдромом самозванца".
Но сегодня мы воспринимаем ценность профессии прежде всего с точки зрения рынка, а не специальных умений или знаний. И наша инициация происходит соответственно. Если бы заказчик смог найти более качественного исполнителя, готового работать за те же деньги, он бы нанял его. Выходит, сам рынок инициирует нас как профессионалов. Если вы регулярно получаете деньги за свою работу, значит вы профессионал, а не самозванец.
Читайте также: Гормони щастя та нещастя: що таке нейромедіатори і для чого вони потрібні
Осознание причины невроза – уже половина выздоровления. Для тех же, кто хочет внутренне утвердиться как эксперт, рекомендую:
1.Воспринимайте ошибки как уроки. Опытные специалисты ценятся не только за былой успех, но и за понимания причин неудачи. Если вы ошиблись на том или ином аспекте проекта, то навсегда запомните, как в дальнейшем избежать подобного. Ошибки – это шрамы профессии, запоминаются надолго, но мало кто ими хвастается.
2.Общайтесь с коллегами и конкурентами. Перенимайте у них сленг, терминологию, каналы информации. Вскоре обнаружится, что даже признанные эксперты имеют зоны незнания. Это не признак низкой квалификации, а лишь доказательство того, что всего знать не могут даже глубокие специалисты.
3.Не бойтесь заявлять, что вы профессионал. Укажите вашу должность в подписи к электронным письмам. Закажите себе визитки. Выступайте на форумах и конференциях. Напишите статью в профильный журнал. Если заказчик посчитал вас достойным квалификации, значит, вам есть что сказать рынку.
Беспокойство, испытываемое носителями синдрома самозванца, можно озвучить как: "Достаточно ли я квалифицирован, чтобы выполнять эту работу?" Но рынок, главный судья в капиталистическом мире, уже дал им лицензию на деятельность. И кто мы такие, чтобы состязаться в ментальном армрестлинге с десницей божьей современности – невидимой рукой рынка?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки