MENU

Курс лихорадит: кто на этом зарабатывает и почему это вредно для страны — экономист

1653 1

Курс лихорадит: кто на этом зарабатывает и почему это вредно для страны — экономист

Курс гривны укрепился по отношению к доллару в 2019-м году на 16,5%. И премьер-министр уже успел заявить, что украинцы стали богаче. На самом деле, богаче стали импортеры, которые вдобавок к итак не маленькой торговой марже заработали еще и 16,5% дополнительной прибыли на укреплении номинального курса национальной валюты.

Такое мнение высказал экономический эксперт Алексей Кущ в статье для сайта 112.ua.

Богаче стали и нерезиденты, купившие в Украине государственные облигации (ОВГЗ): к доходности на первичных аукционах они прибавили все те же 16,5% в виде положительных курсовых разниц.

Суммарная прибыль финансовых спекулянтов достигла 35% в валюте (эквивалент). Идеальная стратегия: заходили на рынок зимой 2019-го при курсе 28, фиксировали прибыль в валютном эквиваленте по курсу 23,5 в декабре. Как будто знали… (или кто подсказал).

А вот кто "не знал", так это украинские фермеры, экспортеры, трудовые мигранты. Первые открыли государственный бюджет, увидели там курс 29 на конец года, разработали бизнес-план, взяли кредиты, купили посевной материал, агрохимию, топливо.

Читайте также: Економічні "зради і перемоги" України у 2019 році​​​​​​​

Сделали свою работу, собрали урожай, продали его и прослезились — ревальвация гривны "съела" почти всю производственную рентабельность. Примерно то же самое произошло и с экспортерами — их затраты на факторы производства (заработная плата, энергетические ресурсы) и налоги лишь росли, а экспортная выручка — в гривневом эквиваленте сокращалась.

Именно поэтому Украина уже официально оказалась в состоянии промышленной рецессии — промпроизводство падает второй квартал подряд на фоне дефляции цен производителей промышленной продукции.

Ну и настоящими "терпилами" выступили трудовые мигранты, а также украинцы, работающие на внешнем аутсорсе — их перечисления семьям в Украину и личные доходы в гривне стали на 16,5% "худее".

В абсолютных цифрах речь идет о нескольких миллиардах долларов трудовых доходов данной группы населения, которые попросту были спущены в "ватерклозет" ревальвации. Но по законам финансовой "физики" "ничто на земле не проходит бесследно" и если где-то убыло, то в каком-то месте — прибыло.

В нашем случае — прибыло у финансовых спекулянтов, которые заинтересованы в резком укреплении гривны и которые при этом не платят ни копейки налогов в Украине — их операции с ОВГЗ освобождены от налогообложения, в отличие от фермеров и экспортеров.

Так уже сложилось, что курсовая политика в Украине всегда являлась инструментом повышения рентабельности частного бизнеса. Только раньше это были олигархи и их ФПГ, а сейчас — лобби инвестиционных банкиров. "Лобби" — это любимое блюдо у наших чиновников.

Читайте также: Що чекати від української економіки у 2020 році

Олигархи были заинтересованы в девальвации гривны во время кризисов – так они компенсировали часть потерь, плавно перекладывая их на плечи простых украинцев с помощью универсального налога под названием «инфляция», ведь до 50% товаров в нашем розничном товарообороте — это импорт.

Справедливости ради отметим, что девальвация во время кризиса — это объективный процесс, но вот "глубина". А "глубина" как раз и имеет значение.

Сегодня "старые, добрые олигархи" постепенно отходят на "малую" сцену украинской политики. На главной властвует "труппа" инвестиционных банкиров и пресловутое внешнее управление. Их цель — заработок на государственных долгах и гривна должна быть "крепкой", во всяком случае на период фиксации прибыли.

И вновь справедливости ради отметим, что предпосылки для ревальвации в прошлом году были. Но вот "глубина"… И в первом, и во втором примерах срабатывает ницшеанский принцип нашей политики — "подтолкни падающего". А народ? "Народ безмолвствует"…

Кстати о народе. Ревальвация гривны обесценила на 16,5% емкость валютных "заначек". Хорошая прививка "полюбить" гривну "такую как есть", подумает кто-то. Но проблема заключается в том, что власть сперва отучила народ от этой "гривнепривязанности".

Отучила перманентными девальвациями. И все прекрасно понимают, что впереди экономику скорее всего ждут не лучшие времена.

Нынешние провластные политики пытаются примитивизировать дискуссии относительно курса: мол, девальвация для вас плохо, ревальвация — тоже. Еще немного и начнут выходить на парламентскую трибуну в футболках с надписью: "какой курс, б…, вам нужен!?".

Читайте также: Украинская гривна названа наиболее укрепившейся валютой мира

А действительно, какой? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью польского опыта. Современных поляков от нас отличает наличие такого явления как "злотоцентризм".

Злотый в Польше использовался как финансовый "грааль" местного экономического чуда, источник "вечного"» роста экономики, а в Украине гривна — это, скорее, инструмент перераспределения общественного дохода от широких социальных групп населения в пользу нескольких лоббистских партий внутри страны, а также механизм покрытия системных бюджетных дефицитов и способ сокрытия вопиющих провалов государственной экономической политики.

Простыми словами, сильный злотый используется во благо большей части населения, а сильная/слабая гривна — во благо ничтожно малой, но очень влиятельной кучки лиц.

В 2017 году злотый укрепился к доллару на 18% и к евро на 5%. Более того, инфляция находилась на достаточно низких отметках: в пределах 1,5-2%. При этом, ВВП вырос на 4,5%.

Экспорт также продолжал расти и в структуре международной торговли у Польши позитивный торговый баланс.

Начиная с 2008 года, курс злотого находится как бы в боковом тренде, а по сути в коридоре "курсовой змеи" в базовом интервале от 2,5 до 3,5 злотых за доллар. При чем, если для стимулирования внутренних инвестиций злотый нужно укрепить, поляки не пытаются сдерживать этот процесс и смело укрепляют.

Если курс необходимо немного ослабить — делают и это. Но все происходит прогнозируемо, в пределах четкого горизонта инвестиционного планирования и поэтому не вызывает паники у населения и бизнеса.

На скачках злотого не зарабатывают высшие должностные лица страны и аффилированные с ними субъекты. Кроме того, учитывая низкие темпы инфляции, население практически не обращает внимание на данную курсовую динамику: начиная с 2010 года, дефлятор ВВП составил всего 7,5% (в Украине дефлятор только за один год в два раза больше).

В подобной ситуации злотый становится воистину универсальным защитным предохранителем "от дурака". Именно этим объясняется известный феномен, подмеченный западными экспертами, который гласит: какие бы глупости не делало польское правительство, польская экономика продолжит расти.

Читайте также: Курсова аномалія. Чим небезпечне сьогоднішнє зміцнення гривні

Низкая инфляция — это еще и почти бесплатные кредиты для местного бизнеса, которые помогают компенсировать курсовые шоки. Польша все более активно интегрируется в глобальные цепочки добавочной стоимости и проводит политику удешевления стоимости энергоресурсов для населения и бизнеса.

В этой модели периодическое усиление национальной валюты лишь укрепляет капитализацию внутреннего рынка, а потери экспортеров компенсируются ростом добавочной стоимости в конечном продукте.

В сырьевой экономике, такой как украинская, все с точностью до наоборот, что еще раз подтверждает простую истину — курсовая политика центрального банка должна четко коррелироваться с экономической и инвестиционной.

Но НБУ по сути самоустранился от выполнения этой функции, возложенной на него Конституцией, заявив, что отныне гривна находится во власти рыночной стихии.

Как результат — горизонт инвестиционного планирования сократился до шести месяцев — максимум года, в результате чего в стране реализовываются лишь простые сырьевые циклы, рассчитанные на быструю финансовую отдачу.

Никто из инвесторов не хочет вкладывать в Украину долгосрочные инвестиции с периодом окупаемости 5-10 лет, а именно такие параметры свойственны проектам с высокой капиталоемкостью и значительным удельным весом применяемых инноваций.

Но как достичь этого нового горизонта, тем более, что Нацбанк отказался от жесткой привязки курса национальной валюты к доллару, что вполне логично, учитывая нынешнюю монетарную парадигму.

Новые модели курсовой стабильности следует искать в опыте европейских стран, которые в свое время уже переболели "детскими болезнями", сопутствующими любой экономике, которая интегрируется в более сильную среду.

Ведь сейчас Украина активно проходит болезненный период адаптации к европейскому рынку товаров, услуг, рабочей силы и капитала, стандарты которого несоизмеримо выше наших.

Читайте также: Крепкая гривна уничтожает экономику – эксперт

Еще на заре евроинтеграционных процессов европейские страны пришли к необходимости установления особого валютного режима, который вошел в историю под названием "европейская валютная змея" или "змея в тоннеле".

Суть этой курсовой модели заключалась в следующем: в условиях интеграции значительного количества стран в общий рынок капитала, экономики, представленные слабыми национальными валютами окажутся в состоянии долгосрочного курсового шока, что в свою очередь деструктивно повлияет на их экономическое состояние и финансовый сектор в частности.

Именно для сглаживания пиковых курсовых колебаний (в условиях отсутствия общей европейской валюты), шесть стран "Общего рынка" договорились об определении «золотых точек», то есть ограничителей курсового коридора для своих валют по отношению к долларовому паритету.

Отклонение шести национальных валют относительно доллара допускалось в пределах +-1,125%, то есть общий диапазон колебаний составлял 2,25%.

Модель европейской курсовой змеи просуществовала недолго и в дальнейшем привела к созданию единой европейской валюты. Но в 90-х годах прошлого века, в отдельных аспектах своего функционирования, она была "расконсервирована" и активно применялась для сглаживания курсовых колебаний национальных валют новых членов ЕС из бывшего соцлагеря (страны Центральной Европы и Балтии).

В противном случае тот же польский злотый ждала бы судьба гривны, правда в варианте "лайт".

То есть для снижения курсовых колебаний Украине нужны эффективные курсовые механизмы, которые бы амортизировали соприкосновение с более мощными и динамичными рынками капитала, одна ничтожная "капля" которого может убить… нет, не лошадь, а украинскую гривну и вместе с ней и всю нашу сырьевую, малую и открытую экономику, попутно сняв сливки в виде сверхдоходов лоббистских групп, которые как саранча — съедят все и полетят дальше.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і YouTube

Алексей Кущ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини