Вирус снес корону самоуверенному миру. Что делать дальше?
Самое время взяться за голову – но не двумя руками в панике, а с холодным умом и готовностью усердно работать над нашим будущем.
Людьми руководят страхи и страсти, а не логика и глубокий анализ. И бизнесом тоже, потому что он состоит из людей, а не из товаров и услуг. Люди производят – люди покупают, а что и как это уже вторично, пишет Николай Тимощук специально для НВ Бизнес.
Короли рынков уже без короны
Воротилы мировых финансовых рынков всегда были особенно заносчивыми и самоуверенными. Дорогие костюмы, стильные причёски, престижные дипломы и излишне сложная речь. Они слишком много интересуются своей узкой сферой деятельности и слишком мало реальной жизнью людей. Именно поэтому рынки долго не воспринимали коронавирус всерьёз.
А тем временем, с января акции компаний по всему миру потеряли $13 триллионов своей стоимости. Как пишет Николас Смит (Nicholas Smith) из CLSA это в среднем по $3 млрд на одну зафиксированную смерть от коронавируса (на данный момент). Уверен, аналитики и финансисты не могли себе такого даже представить, и даже сейчас не смотрят на реальность в таком разрезе. Они, похоже, искренне верят в "коррекцию" – именно так безобидно они называют падение цен на фондовых рынках, в которых сгорают реальные деньги живых людей.
Читайте также: Коронавирус и экономика: будем жить плохо, но недолго
Кстати, в четверг (12.03.2020) индекс S&P 500 упал на 9.5% – "это означает, что он рухнул на 20% в "медвежий рынок" рекордно быстро за всю историю, даже быстрее чем легендарное крушение рынков в 1929 г. (перед Великой депрессией в США – примечание автора)" – пишет в своей статье Кэти Мартин (Katie Martin), редактор рубрики рынки капитала британского издания The Financial Times.
Я лично тоже в своём портфеле акций уже потерял всё, что заработал за январь-февраль этого года и даже ушёл в минус. Советы экспертов и "хэджи" (инструменты страховки) ничем не помогли. Потому что, если убрать все заумные слова, формулы и тактики, суть фондовых рынков проста до безобразия: когда всё растёт – всё растёт, когда всё падает – "сэ ля ви".
Паника – самый страшный вирус
Люди склонны к панике, это понятно и естественно. Но когда паникуют правительства, от которых в сложное время нужно ровно противоположное – это печально. В страхе экономических последствий от коронавируса, правительства подняли такую панику, что всё только усугубили.
Центробанк США резко понизил ставку на доллар, чтобы поддержать падающий рынок и, тем самым, ещё больше его обвалил. Трамп заявил о дополнительных налоговых льготах и запретил въезд европейцам, чтобы успокоить население, а биржи только скатились ещё ниже. Европейские лидеры заявили о том, что раздадут много бесплатных денег всем, всем, всем, только их и до кризиса в Европе не очень-то охотно брали, а теперь это звучит ещё смешнее.
А всё почему? Потому что в такой ситуации, лидеры должны демонстрировать уверенность и холодную рассудительность, а не управленческую истерику, ещё больше пугая своих сограждан и коллег. Вот что происходит, когда выбираешь популистов и шоу-бизнесовых персонажей.
А что же бизнес?
Малый – уже считает убытки и ждёт окончания запоздалых карантинов. Средний – думают как обслуживать кредиты и с ужасом подсчитывают результаты первого квартала. Крупный – оплакивают падение цен своих акций и ждут финансовой помощи от казны и банков. Сами банки уже готовятся к волне требований о реструктуризации кредитов. Ну а кредитные агентства готовятся понизить рейтинг львиной доле компаний и государств. В общем, к сожалению, выживут не все (и в прямом, и в переносном смысле).
Одно паническое действие запускает другое и эту цепную реакцию уже не остановить. Единственное что мне представляется правильным для бизнеса в данный момент – ничего не делать и не принимать никаких существенных решений. Во-первых, мы реально не знаем что делать. Во-вторых, в панике любое решение, скорее всего, будет неверным. Наконец, возможно, эта вынужденная пауза поможет снизить температуру страха, затормозить волну панических действий и, как следствие, потерь для бизнеса.
"Ми йдемо до вас"
К нам уже доходят и коронавирус, и экономический спад. На данный момент, никто не знает насколько глубоким и губительным он будет. Но что мы знаем?
Читайте также: Bloomberg: падение спроса на нефть станет сильнейшим за всю историю
Прежде всего, мы знаем, что экономическое благополучие Украины зависит от экспорта и цен на сырьё. Сырьё в кризисе падает первым (уже упало). Скорее всего, в этот раз низкие цены на сырьё будут держаться дольше, чем эпидемия или экономический спад. Всё из-за мировой нефтяной войны между Россией, США и Саудовской Аравией. Федерация и королевство готовы играть в долгую против республики, им стратегически важно убить добычу нефти и газа в США (и, заодно, в мире) из нетрадиционных пластов ("сланцевой").
Во-вторых, мы знаем, что Украина живёт на деньги кредиторов, которые все завязаны на сотрудничестве с МВФ. Без МВФ у нашей страны не только не будет денег, но и рейтинга. А падающий рейтинг означает прощайте инвестиции, ликвидность и капитализация (то есть, стоимость) любого бизнеса в Украине.
В-третьих, мы знаем, что как и все успешные страны по всему миру, Украина может и должна в срочном режиме разработать стимулы для поддержки экономики и бизнеса. И, конечно же, ускорить искоренение коррупции и неэффективности в государственной машине – это будет самым лучшим успокаивающим сигналом, как для украинцев, так и для иностранцев. Кризис 2014-го заставил нас с нуля создать армию и построить европейское гражданское общество. Кризис 2020-го должен заставить нас, наконец-то, всерьёз заняться экономикой.
Вирус снёс корону всему беспечному миру, и нам самое время взяться за голову – но не двумя руками в панике, а с холодным умом и готовностью усердно работать над нашим будущем. Иначе – никак. Дороги назад – нет.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки