Новый Трудовой кодекс делит людей на рабов и негодяев
Судите сами. Когдачеловек «идет на работу», в реальностиимеет место контракт между работникоми нанимателем. Работник обязуетсяпредоставить некие услуги некойквалификации в обмен на некоторую суммуденег. Когда я говорю «реальность», яимею в виду экономическую сутьпроисходящего, то есть то, что укладываесяв некоторые универсальные закономерности,которые можно затем анализировать.Такие контракты составляют значительнуючасть нашей жизни, они могут быть явнымии неявными, например, покупая яблоки набазаре вы вступаете с продавцом в неявныйдоговор «яблоки в обмен на деньги». Иэтот договор, хоть он нигде и не записан,не так прост. Его содержание зависит,как минимум, от традиций и привычеклюдей в данной местности. Если, например,вы, купив яблоки тут же обнаружите срединих гнилое, в большинстве случаевпродавец обменяет вам гнилое яблоко нанормальное. Если же с этой претензиейвы обратитесь через час после покупки,скорее всего, вас отправят по известномуадресу. Можно припомнить массу другихобстоятельств, которые существуют ввиде традиции, но с экономической точкизрения являются частью контрактакупли-продажи. Например, «право пробовать»(теоретически на большом рынке можнохорошо и вкусно напробоваться), традицию«насыпать с горкой» и прочее и прочее.
Работа по найму — делокуда более сложное, чем покупка яблок,но в основе его тот же явный или неявныйконтракт. Сделка существует потому, чтонаниматель ценит производимое работникомвыше, чем сумму денег, которую он емуплатит, а сам работник ценит эту суммувыше, чем свое свободное время или другуюработу.
Теперь полезно будетпосмотреть, что происходит на «большойкартинке». Когда предпринимательначинает дело, он изучает цены, существующиена рынке и расчитывает, сможет ли он сосвоим будущим товаром получить прибыльв рамках существующей картины цен, тоесть, сможет ли он установить такуюцену, при которой его доход превыситего издержки. Оплата услуг работниковесть значительная часть этих издержек.Если все идет хорошо, то на рынкепоявляется новый (или старый но в бОльшемколичестве) товар, за который своимденьгами голосуют покупатели, всеучастники процесса, включая работников,становятся богаче.
Когда государство иликто-нибудь еще (например, гильдии всредние века) вмешивается в «трудовыеотношения», то это равносильнорегулированию цен. Если кто-то предписывает,например, платить работнику не меньшенекой суммы, то это попросту увеличиваетиздержки предпринимателя. В итоге, либовообще не будет произведено то, чтомогло бы производиться, не будьвмешательства (то есть, все участникине получат того богатства, котороевполне реально было получить в данномсостоянии экономики) либо, если бизнесуже существует, пострадают те, чьиуслуги, как работников, стоят меньше,чем предписанная цена. Хуже того, людис такими навыками вообще не получатработу, пока будет действовать запрет(см. безработицу в странах ЕС, особеннов Испании).
Вот здесь и появляетсянаш кодекс и «трудовое законодательство»как таковое. Вместо того, чтобы убратьзапреты, мешающие добровольномусотрудничеству людей, государствоначинает еще больше «регулировать» этиотношения. Поскольку людей, работающихпо найму куда больше чем тех, кто самнанимает работников, государство изсугубо электоральных соображений(трудовые отношения начали всерьез«регулировать» одновременно с расширениемизбирательного права) начинает выстраиватьцелую систему «защиты» первых от вторых.Неудивительно поэтому, что в этой системенаемный работник видится угнетаемымсуществом, которое волею злых силвынуждено трудиться на благо нанимателя,причем, последний выглядит простокаким-то паразитом. Все «трудовоезаконодательство» основано на томпредположении, что наниматель существуетисключительно за счет работника и потомугосударство из соображений человеколюбияи справедливости вынуждено заставлятьнегодяя предоставлять работнику некиедополнительные блага помимо оплатытруда (которая тоже регулируется). Тотфакт, что наниматель со своим бизнесомсуществует только потому, что обогащаетпотребителей его продукции (включая,разумеется и самих работников) полностьюигнорируется.
То есть, система«трудового законодательства» изначальновыстроена как система регулированиярабства. Добровольный характер отношенийнайма и сама суть процесса, как процессароста богатства в нем никак не отражены.Любой трудовой кодекс по определению— это обязанности рабовладельца вотношении раба. И разница между «хорошими»и «плохими» кодексами это разница втом, насколько «гуманными» видятсяразным доброхотам эти обязанности.
Поэтому лучший трудовойкодекс — это отсутствие кодекса. Выборпрост — либо договор свободных людей,либо существование в рамках условий,заранее предполагаемых рабством.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки